Компании

все компании

Ущерб экономике Литвы от остановки транзита удобрений Беларуськалия будет ограниченным - эксперты

31 грудня 2021 року, 11:00

Прекращение транзита через Литву удобрений "Беларуськалия", подпавшего под санкции стран Запада, затронет лишь ограниченный круг компаний и отраслей литовской экономики, считает большинство опрошенных агентством BNS экономистов.

BNS обратилось к 15 экспертам с целью выяснить возможные масштабы последствий из-за "ухода" значительной части белорусских грузов из Литвы. Почти половина опрошенных (семь экономистов) значительного влияния на литовскую экономику не ожидают. Четверо, наоборот, полагают, что влияние будет большим, еще трое ждут ощутимого воздействия лишь в краткосрочной перспективе, либо косвенно, через влияние на экономику различных дополнительных факторов. Еще один опрошенный ожидает, что сложившаяся в Литве ситуация с белорусским транзитом больше повлияет не на экономику, а на правовую сферу.

ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ

Эксперты, не ждущие от прекращения транзита больших проблем, мотивируют свою точку зрения тем, что в этих операциях задействованы только "Литовские железные дороги" (Lietuvos gelezinkeliai) и Клайпедский порт. Именно эти компании и ощутят значительное воздействие.

"Потери будут локализованы, убытки понесет компания Lietuvos gelezinkeliai, Клайпедский порт, еще несколько компаний, некоторую часть дохода потеряет госбюджет, однако значительного макроэкономического эффекта не будет", - убежден экономист Swedbank Нериюс Мачюлис.

Он полагает, что из-за потери транзита рост ВВП Литвы в 2022 году замедлится на 0,2-0,3 процентного пункта.

"Несмотря на то, что объемы перевозок товаров "Беларуськалия" в Литве очень велики (10-11 млн тонн ежегодно - ИФ), основные компании-перевозчики - это госпредприятия. Это значит, что возможные убытки будут компенсированы. Это может означать дополнительную нагрузку на госбюджет, однако значительного воздействия на экономику Литвы это не окажет", - заявила глава отдела исследований и анализа агентства по развитию предпринимательства Versli Lietuva Йоне Каляндене.

Экономисты отметили, что транспортные услуги, оказываемые для перевозки белорусских удобрений, составляют только небольшую часть экономики Литвы.

СКРЫТЫЕ УГРОЗЫ

Экономисты, ждущие более тяжелых последствий, говорят, что уход белорусских грузов приведет к потере доходов государства и может спровоцировать дополнительные негативные эффекты.

"Пока не сложилась полная картина, сколько непосредственно Литва потеряет от прекращения транзита из Беларуси, а также насколько пострадают связанные с этим бизнесом компании в Литве. С другой стороны, из-за прекращения этого транзита могут появиться дополнительные производные убытки, которые мы пока не можем предусмотреть или о них не идет речь", - заявил профессор факультета экономики и бизнеса Каунасского технологического университета Ритис Крушинскас.

Профессор университета ISM Тадас Шараповас заметил, что, если из-за прекращения транзита нужно будет выплатить штрафы "Беларуськалию", тогда это окажет значительное влияние на экономику Литвы. Он полагает, что в случае договоренности о компенсации убытков Литвы ЕС или другими странами, которые ввели санкции, это влияние не будет значительным в среднесрочной перспективе.

Профессор факультета экономики и бизнес-администрирования Вильнюсского университета Ромас Лазутка считает, что разногласия могут распространиться и на другие грузы из Беларуси и следующие через белорусскую территорию грузы других стран.

Экономист компании INVL Asset Management Индре Гените-Пикчене отметила, что ситуация с транзитом чуть не закончилась политическим кризисом, а это показывает слабые места государства.

"Эта ситуация обнажила уязвимость модели работы в тандеме порта и железных дорог: хотя геополитические отношения с восточными соседями с 2014 года сильно обострились, не были предприняты меры по диверсификации грузопотоков и снижению политических рисков в этом бизнесе", - отметила Гените-Пикчене.

СПРАВКА

Разворачивающийся в Литве в последние недели скандал с продолжением транзита удобрений "Беларуськалия", подпавшего под санкции США и ряда других стран Запада, уже приобрел международные масштабы. По замыслу литовских властей транзит должен был прекратиться с 8 декабря, когда вступили в силу объявленные в августе санкции США. Однако этого не произошло, поскольку белорусская сторона в ноябре авансировала поставки на несколько месяцев вперед. Lietuvos gelezinkeliai выступает против разрыва контракта с производителем, поскольку опасается штрафных санкций и даже видит риски банкротства из-за этого.





Просмотров: 432
Другие новости