Споживання цементу на внутрішньому українському ринку 2023 року, яке збільшилося на 17% порівняно з 2022 роком і сягнуло
Кабмин должен ужесточить контроль за оборотом компонентов используемых некоторыми НПЗ для производства бензина
Кабинету министров Украины необходимо обратить внимание на оборот растворителей (код УКТВЭД 3814009090), под видом которых все чаще фиксируется безналоговый оборот нефтепродуктов и компонентов для их производства в кустарных условиях, считают в консалтинговой группе "А-95".
"Пресечение этих схем позволит увеличить поступления в бюджет, радикально снизить объемы фальсификата на топливном рынке и тем самым защитить автомобили и здоровье граждан от этой токсичной продукции", - указано в пресс-релизе.
По данным "А-95", основные злоупотребления наблюдаются в секторе мини-НПЗ, которые перерабатывают газовый конденсат и нефть внутренней добычи, получая бензин и дизельное топливо стандартов Евро-2 и Евро-3, реализация которых на внутреннем рынке запрещена.
Далее, чтобы уйти от налогообложения акцизом, они осуществляют подмену товарного кода с фактического 2710 (нефть и нефтепродукты) на код 3814 (растворители). Потом такая продукция отправляется либо на нефтебазы для дальнейшего смешивания с октаноповышающими компонентами, либо напрямую на АЗС, что было неоднократно задокументировано органами Государственной фискальной службы.
По оценкам консалтинговой группы, годовой объем бензина и дизельного топлива с мини-НПЗ достигает 450 тыс. тонн, а бюджетные потери от неуплаты акциза и НДС могут достигать 5 млрд грн в год.
"Это полностью теневой бизнес, который, по сути, весь работает за наличные, а значит, питает налоговые ямы, "скрутки" и стимулирует построение нелегальной системы сбыта через такие же незаконные АЗС", - отметил директор "А-95" Сергей Куюн.
По его данным, новой схемой злоупотреблений является импорт растворителей для лакокрасочной промышленности, которые по факту представляют собой смесь октаноповышающих компонентов – метил-трет-бутилового-эфира, метанола и прочих спиртов. Согласно Налоговому кодексу Украины, по отдельности эти компоненты облагаются по максимальной акцизной ставке для бензинов – EUR213 за 1 тыс. литров, но в смеси под видом растворителей въезжают без акциза. Это также стало возможным благодаря специальным разъяснениям Государственной налоговой службы от 11 июня 2020 года.
В 2020 году в Украину было импортировано 77,4 тыс. тонн растворителей, что на 15% больше, чем в 2019 году, когда импорт составил 67,3 тыс. тонн. Основной объем поступает из России и Беларуси. В январе-феврале 2021 года импорт продолжил рост: 9,2 тыс. тонн против 8 тыс. тонн (+15%) за аналогичный период прошлого года.
По данным группы, импортерами подавляющего объема таких растворителей преимущественно выступают компании, напрямую связанные с сетями автозаправочных станций или мини-НПЗ. Потери госбюджета по акцизу и НДС, если злоупотребления с импортом растворителей не будут пресечены, могут составить 1,1 млрд грн.
По мнению "А-95", правительству необходимо разработать систему контроля потоков углеводородного сырья и готовой продукции с мини-НПЗ, а в отношении импорта растворителей в корректировке нуждается упомянутое разъяснение Государственной налоговой службы.
"Активная деятельность мини-НПЗ, импорт растворителей и теневой рынок имеют колоссальный мультипликативный эффект. Это не просто потери бюджета, это удар по украинским нефтеперерабатывающим заводам и легальному бизнесу по торговле нефтепродуктами. Оценить суммарный негативный эффект крайне сложно", - резюмировал Куюн.
Ранее тему "растворителей" и использования схем уклонения от уплаты акцизного налога подняла "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ).