В Україні перестали зростати продажі сиру українського виробництва на тлі збільшення імпорту, перспектива збуту вітчизняних
Общая стоимость новых соглашений членов ассоциации "Украинское объединение лизингодателей" составила 1,4 млрд грн
Уточняется, что наилучшие результаты лизинговые компании показали в первом квартале, когда было заключено сделок на 820 млн грн. В то же время влияние COVID-19 значительно снизило спрос на лизинговые услуги в этой сфере: объем сделок сократился на 74% за квартал. В третьем квартале наблюдалось восстановление рынка на 69% против предыдущего квартала, однако уровень первого квартала не достигнут.
Основными игроками в этом сегменте в 2020 году были компании "ОТП Лизинг" и ПУМБ, заключившие соответственно 83% и 17% всех новых соглашений по подвижному составу железнодорожной техники.
По данным ассоциации, средняя изношенность парка грузовых вагонов в Украине составляет 75%. Средний возраст подвижного состава достигает около 27 лет. При этом изношенность подвижного состава "Укрзализныци" достигла 90%. При таких условиях безоговорочной потребностью в обновлении грузовых вагонов лизинг может стать действенным финансовым инструментом, который обеспечит это обновление.
Отмечается, что, несмотря на доступность такого инструмента, как лизинг вагонов, общий парк грузовых вагонов в Украине не претерпел значительных изменений в течение текущего года. Так, на конец сентября он вырос на 200 вагонов по сравнению с прошлым годом (прирост лишь на 0,1%). Большинство вагонов остается в собственности "Укрзализныци" - 53% от общего парка. Но при этом парк компании сокращается, тогда как парк вагонов частных собственников, также присутствующих на рынке, расширяется.
По данным пресс-службы, именно частные игроки доминируют на рынке предоставления в аренду грузовых вагонов в течение последнего года. Так, в сегменте полувагонов, например, доля вагонов частных игроков всех загруженных вагонов варьировала от 70% до 90%, в сегменте зерновозов - от 52% до 99%. На этом распределении отразилось влияние COVID-19, приведшее к значительному сокращению доли "Укрзализныци". Это указывает на то, что спрос на вагоны частных игроков стабильный, констатируют в ассоциации.
По оценкам экспертов, в сентябре 2020 года избыток вагонов в зависимости от их типа составлял от 25% до 53%. То есть предложение вагонов значительно превышало спрос.
Кроме того, средние арендные ставки на рынке в течение года также испытали значительное влияние от кризиса: весной они просели на 36-90% в зависимости от типа вагона. Начиная с июля, ставки начали восстанавливаться, но так и не вернулись к докризисному уровню. В среднем в сентябре 2020 арендные ставки на 6-63% были ниже, чем годом ранее.
В свою очередь, объем грузовых перевозок по железной дороге за девять месяцев 2020 года достиг 223 млн тонн, что на 5% меньше, чем в аналогичном периоде 2019 года. Львиная доля принадлежит внутренним перевозкам (46%). В свою очередь, экспортные перевозки составили 37% от общего объема перевозок, импортные - 12%, транзитные перевозки - 5%.