Доля импортных строительных материалов на украинском рынке выросла с 14% в 2021 году до 23% в 2023 году, отечественный рынок
Коксохимические заводы Украины продолжают сокращают импорт коксующихся углей
Согласно информационной справке объединения "Укрметаллургпром", поступление углей украинской добычи за пять месяцев составило 1,53 млн тонн, что на 43% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.
В целом за январь-май украинские КХЗ получили 5,36 млн тонн углей для коксования, что на 12% ниже, чем в январе-мае-2019. При этом доля импортных углей в общем объеме поставок составила 71,4% против 85% в январе-мае прошлого года.
На украинские метпредприятия поставлено 3,47 млн тонн кокса (82% к январю-маю-2019 года), из которых украинского происхождения 3,34 млн тонн (90%), импортируемого – 130 тыс. тонн (27%). Доля импортного кокса в общем объеме поставок составила 3,7% против 7,5% в январе-мае-2019.
Помимо этого за пять месяцев заготовлено 1,113 млн тонн металлолома (79% к январю-маю 2019 года), из которых 1,096 млн тонн (80%) поставлено украинским потребителям в качестве привозного. Экспорт металлолома составил 17 тыс. тонн (45%).
При этом отмечается, что обеспечение метпредприятий украинским железорудным сырьем за пять месяцев осуществлялось в соответствии с потребностями металлургического производства. По импорту ЖРС не завозилось. Экспорт ЖРС за 5 месяцев составил 18,88 млн тонн (109%)
По уточненным данным "Укрметаллургпрома", в мае произведено агломерата – 2,70млн трнн (103,3% к маю 2019 года), кокса валового (6% влажн.) – 0,81 млн тонн (87,8%), чугуна – 1,67 млн тонн (99,8%), стали – 1,64 млн тонн (89,7%), проката – 1,46 млн тонн (83,7%).
По состоянию на 16 июня из основных действующих производственных мощностей в эксплуатации находятся: 18 из 21 доменных печей, 3 из 8 мартеновских печей, 14 из 16 конвертеров, 5 из 15 электропечей и 15 из 16 машин непрерывного литья заготовки.
Отмечается, что результаты работы ГМК Украины за пять месяцев 2020 года свидетельствуют о продолжающемся кризисе в украинской металлургической отрасли, что связано с общей ситуацией, сложившейся на мировом рынке стали, начиная со второго полугодия 2019 года, усугубленной пандемией коронавируса COVID-19.
Основными причинами снижения производства основных видов металлургической продукции, наряду с экономическим кризисом и глобальным карантином, по-прежнему остаются государственный протекционизм в традиционных для украинской металлургии странах экспорта, наличие избыточных мировых сталеплавильных мощностей производительностью порядка 440 млн тонн в год, снижение цен и сокращение спроса на металлопродукцию.
"Негативные тенденции в отрасли только усиливаются, этому способствует не только усугубление ситуации на внешних рынках, но и внутри страны. Отрицательное влияние на отрасль оказывает как тарифная политика со стороны инфраструктурных монополий, так и фискальная политика государства. Так, высокие тарифы и неэффективность национальных государственных монополистов, нелогичные торговые ограничения на импорт сырья и материалов для ГМК, увеличение рентной нагрузки могут привести к катастрофе в важной для национальной экономики отрасли, обеспечивающей порядка 26% валютных поступлений, 12% ВВП, более чем 30 млрд грн отчислений в бюджеты всех уровней (по итогам 2019 года) и более 600 тыс. рабочих мест (с учетом смежных отраслей)", - констатируется в сообщении "Укрметаллургпрома".
В таких условиях, для сохранения ведущей для экономики Украины металлургической отрасли, в объединении считают критически важным для украинской власти предпринять следующие меры: снизить тарифы на услуги государственных монополий. Высокий уровень тарифов на железнодорожные перевозки отрицательно влияет на конкурентоспособность национальных производителей и наносит ущерб экономике страны. Снижение тарифа на грузоперевозки УЗ минимум на 7%, позволит сохранить отечественную промышленность. В целом, потенциал снижения тарифов для украинского железнодорожного монополиста составляет порядка 20%. Тарифы на грузоперевозки в Украине намного выше, чем в России и Казахстане, и позволяют монополисту работать с операционной рентабельностью 27%. УЗ за счет прибыли от грузовых перевозок покрывает убытки от пассажирских перевозок (-12.8 млрд грн в 2019 году), а также платит налог на землю в размере 4 млрд грн в год (главным образом, под ж/д путями, чего нет практически ни в одной стране мира). Снизить портовые сборы на 20%. Услуги украинских портов в разы выше в цене, чем у зарубежных конкурентов, а доходы ГП "Администрация морских портов Украины" не направляются на модернизацию и развитие инфраструктуры.
Внести изменения в Налоговый кодекс с целью отсрочки на 1 год увеличения ставки ренты на добычу железной руды. Ставка была повышена в 2020 году с 8% до 11-12% скандальным законом №466-IX, и обернется для отрасли потерей миллиардов гривень в год. Закон приведет к росту себестоимости железорудного сырья и снижению конкурентоспособности металлопродукции на внешних рынках, что в условиях глобального спада производства недопустимо.
Не допустить установления дополнительной пошлины на дизельное топливо и другого сырья для украинской промышленности. Ограничения на импорт дизельного топлива ударят по всем потребителям, в том числе по горнякам, аграриям, украинской железной дороге. Фактически все потребители заплатят в первый год действия пошлины дополнительно 11 млрд грн с дальнейшим ростом до 33 млрд грн дополнительных затрат в год.
Отменить необоснованные ограничения по импорту серной кислоты.
"ГМК Украины необходима грамотная госпромполитика по обеспечению стабильного и благоприятного тарифного и налогового поля, предоставлении качественного сервиса со стороны государственных транспортных компаний, созданию условий для расширения инвестиций в реальный сектор и связанного с этим процессом роста металлопотребления, а также защите интересов украинских производителей на внешних и внутреннем рынках. Иначе, ситуация может обернуться катастрофой для экономической стабильности и национальной безопасности Украины — в частности, это выразится в потере международных рынков сбыта, сокращении рабочих мест и уменьшении поступлений в бюджеты всех уровней", - резюмируется в сообщении.
Как сообщалось, КХЗ Украины в 2019 году импортировали 10,43 млн тонн рядовых коксующихся углей и угольного концентрата для коксования, что на 12% меньше, чем в 2018 году. При этом поступление углей украинской добычи в прошлом году составило 3,5 млн тонн, что на 30% больше к предыдущему году.
В целом за 2019 год украинские КХЗ получили 13,92 млн тонн углей для коксования, что на 4% ниже, чем в 2018 году. При этом доля импортных углей в общем объеме поставок составила 74,9% против 82% в 2018 году.
За прошлый год на украинские метпредприятия поставлено 8,82 млн тонн кокса (93% к 2018 году), из которых украинского происхождения – 8,43 млн тонн (91%), импортного – 390 тыс. тонн (123%). Доля импортного кокса в общем объеме поставок составила 4,4% против 3,3% в предыдущем году.
В 2019 году из заготовленных 3,052 млн тонн металлолома (83% к 2018 году) украинским потребителям в качестве привозного поставлено 3,011 млн тонн (90%), экспортировано 41 тыс. тонн (13%).
В 2019 году на отечественные предприятия поступило порядка 27 млн тонн ЖРС (99% к 2018 году), также было экспортировано 40,22 млн тонн ЖРС (109%).
В 2019 году горнорудными и металлургическими предприятиями Украины произведено железорудного концентрата – 63,08 млн тонн (104,6% к 2018 году), агломерата – 30,91 млн тонн (97,6%), окатышей – 20,76 млн тонн (97,2%), кокса валового (6% вл.) – 10,06 млн тонн (92,9%), чугуна – 20,06 млн тонн (97,6%), стали – 20,85 млн тонн (98,8%), проката – 18,20 млн тонн (99,1%), трубной продукции – 1,005 млн тонн (91,2%).