Компании

все компании

Гардиан: Трамп и Путин возобновили гонку вооружений

8 лютого 2019 року, 17:36

Чтобы лучше оценить ситуацию в мире, давайте вспомним учения Able Archer. В ноябре 1983 года НАТО провела учения, в ходе которых симулировала конфликт с Советским Союзом. Они были настолько впечатляющими, что русские усомнились в том, что это - маневры, и начали готовится противостоять этим силам. К счастью, здравый смысл восторжествовал. Able Archer стали учениями, которые по случайности чуть не сделали холодную войну горячей.

Возможно, сегодня Европа ощущает некую нестабильность. Но, по крайней мере, она не находится на волосок от ядерного Армагеддона. Одной причиной этому является Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Этот договор, подписанный Вашингтоном и Москвой в 1987 году, запретил ракеты с дальностью более 500 километров и менее 5500 километров. На прошлой неделе Дональд Трамп заявил о приостановке выполнения обязательств в рамках ДРСМД, обвинив Россию в нарушениях. Владимир Путин пошел на ответные меры, пообещав ускорить разработку запрещенных до недавних пор вооружений. Договору о РСМД, который считался мировым памятником триумфа дипломатического рационализма над военной паранойей, пришел конец.

Ответ Британии был странно сдержанным. Политические разговоры в стране сосредоточены, в основном, на Brexit, однако эти темы связаны между собой. В понедельник в палате общин прошли дебаты... Никто всерьез не пытался оспорить то, что Россия нарушила условия ДРСМД и никто не притворялся, что Соединенное Королевство могло бы повлиять на ответ Трампа...

Трамп преподнес выход из ДРСМД как ответ на нарушения со стороны России, однако истинные отношения с Москвой куда более сложные.

Американский президент разделяет со своим российским коллегой идею того, что большие страны не должны быть "скованны" законами и слушаться маленьких стран. Поэтому Трамп ненавидит ЕС. Тот же инстинкт вызывает в нем неприязнь к НАТО. Он постоянно обвиняет европейцев в том, что они не соблюдают финансовые обязательства в рамках организации, и намекает на то, что когда-нибудь выйдет из нее. Он рассматривает все договоры, заключенные до того, как он стал президентом, как придуманные мошенниками схемы...

Трампа не беспокоит идея братства и общих ценностей между Америкой и "старым континентом", от которого в свое время отчалили ее основатели. Его заботит лишь сила, только здесь и сейчас. По этим стандартам Европа куда менее важна, чем Китай, чей рост, по словам многих экспертов, и есть настоящая причина, из‑за которой у США так чесались руки выйти из ДРСМД. Какой был смысл в контроле вооружений, который сковывал Вашингтон, но не Пекин? Трамп продолжил старый тренд американской внешней политики. Отвращение к Европе из‑за военных расходов растет в Вашингтоне с конца холодной войны.

Нежелание Германии наращивать тяжелую военную мощь - след ее истории, в результате чего Великобритания и Франция оказываются в роли главных защитников Европы. Такое разделение обязанностей работало, когда все три страны были в ЕС...

Но Brexit меняет все. Тереза Мэй сразу поняла, что военные возможности Великобритании были ее главной картой на переговорах. Но она все равно разыграла ее неверно. В своем плане выхода из союза она написала, что Brexit без соглашения "будет означать послабление сотрудничества в борьбе против преступности и терроризма". В Брюсселе рассмотрели это как угрозу, подтверждающую зачатки недоброжелательности со стороны Трампа в отношении Европы.

Чтобы наладить отношения, в прошлом году Тереза Мэй предложила создать "безусловное" сотрудничество. При этом Эмманюэль Макрон и Ангела Меркель уже активизировали переговоры об усилении военного сотрудничества внутри ЕС. Британские политики утверждают, что это выдумка, рассчитанная на запугивание...

Лондон продолжает придерживаться курса Брюсселя, а не Вашингтона, во многих важных вопросах, таких как иранское ядерное соглашение и торговые войны. В прошлом году британские дипломаты убедились в уровне поддержки со стороны ЕС, когда были введены санкции в отношении России после инцидента в Солсбери. Пока коллективная логика кажется более убедительной, чем культ разделения сторонников Brexit. Однако как долго это продлится?

Дипломаты по обе стороны пытаются сохранить существующую систему безопасности в Европе, тогда как над ними нависает угроза Brexit. На каждое обещание премьер-министра о сохранении партнерства c Европой приходится десяток истеричных заявлений представителей Консервативной партии, называющих наших самых близких союзников врагами. Они используют обиды прошлого против настоящего. Это нездоровый подход. И когда Великобритании необходима четкая оценка стратегического направления, Brexit затуманивает взор. Мы не можем игнорировать общие интересы и историю, связывающую нас с Европой. Такие попытки могут нанести много вреда.


По материалам: "Гардиан" (Великобритания):





Просмотров: 636
Другие новости