Компании

все компании

Незолотая осень: ближайшие перспективы украинской экономики

21 серпня 2017 року, 14:44

Осень-2017 станет не только началом нового политического сезона, но и периодом, во многом определяющим дальнейшее развитие украинской экономики.

В связи с этим хотелось бы поделиться своим прогнозом по основным факторам, которые в III-IV квартале 2017 года заложат ее дальнейшие перспективы. И начну именно с "сезонных" отраслей – сельского хозяйства и обслуживающей его химической промышленности.

На днях Министерство сельского хозяйства США (USDA) повысило прогноз урожая зерновых для Украины до 64,99 млн тонн (+3,9 млн тонн). На 10% вырос и прогноз по экспорту украинского зерна (до 42,11 млн тонн). Но положительной динамике в агросекторе снова может навредить несовершенная логистика. Вряд ли можно ожидать, что за один сезон разрешится и проблема "узких мест" на подъездных путях к портам, особенно ощутимая в Одессе, поскольку на уровне государства нет воли к обновлению полотна или прокладке нового.

Недавнее оживленное обсуждение "баржи с арбузами" заставило многих всерьез задуматься о конкурентоспособности речного транспорта. Тема весьма актуальна: загрузка рек (и, как следствие, разгрузка многострадальных дорог и ж/д путей) – вполне реальная перспектива. Увы, прежде чем решать вопрос с технической базой – закупкой буксиров, модернизацией причалов и так далее – нужно наладить базу законодательную, на что уйдет никак не меньше года.

Но как мы помним, пока МинАПК излучало оптимизм и заключало меморандумы с трейдерами, на уровне Министерства инфраструктуры продолжалось противостояние с "Укрзализныцей". И хотя польский глава УЗ отправлен в отставку, а суд Киева признал незаконным решение о выведении перевозчика из подчинения Мининфраструктуры, это не решает одним махом все проблемы. О том, что крупные украинские производители страдают от дефицита подвижного состава, заявляет даже и.о. главы правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов. На днях на запущенность железнодорожного транспорта сетовали в Ostchem – мол, из-за физической изношенности составов пользоваться услугами экспедиторов просто нет смысла – только использовать собственный подвижной состав.

Однако к профильному министерству у аграриев тоже немало претензий. Массу негатива вызвал проект новой "Инструкции о количественно-качественном учете зерна", согласно которому накопление зернового экспорта может вестись исключительно на территории морского порта. Фактически при его вступлении в силу зерновые склады вне территории морских портов окажутся вне закона. Мощности внутреннепортовых складов не позволят вовремя исполнять контракты, а экспортеры из-за этого рискуют попасть под штрафные санкции. Для "Большой Одессы" это может казаться плюсом – за счет портовых складов есть возможность забрать себе перевалку, вместе с доходами и рабочими местами. Но из-за того, что ее собственная логистика оставляет желать лучшего, сильно разбогатеть на чужих "игольных ушках" региону вряд ли удастся.

Ключевой момент во всей ситуации с агрокомплексом – то, что государство все-таки может направлять рынок в нужное русло. Чего не скажешь о связанной отрасли – производстве минеральных удобрений. По сути, здесь уютно себя чувствуют две монополии – малоуправляемая отечественная (Ostchem) и практически неуправляемая российская (пул экспортеров, главного из которых – "Еврохим" – весной уличили в сотрудничестве с непризнанной "ДНР"). При этом нет никакой гарантии, что из двух зол чиновники выберут меньшее.

Для того, чтобы не допустить остановки отечественного химического производства, нужно внедрять страховочные механизмы прямо сейчас. В их числе может быть принятие отечественного аналога Регламента ЕС REACH №1907/2006 о регистрации, оценке и авторизации химических веществ; разработка краткосрочной стратегии деятельности агрохимической отрасли и государственный мониторинг рынка. Но самым красноречивым действием правительства могла бы стать реальная поддержка производителей – которой так и не дождался Одесский припортовый завод. Никакой стратегии по обеспечению рентабельности ОПЗ Кабмин до сих пор не принял. Есть лишь инициативы отдельных депутатов, предлагающие разные форматы погашения задолженности предприятия, которая составляет более 7,3 млрд грн.

Времени на размышления о том, как спасать отечественный химпром, у власти немного – 70% спроса со стороны аграриев приходится на два месяца в году, февраль-март. Критически важно, чтобы до этого крайнего срока решение было найдено – а значит, осень 2017 года снова становится переломным периодом. Само собой, ничего не решится, потому что глобальная ценовая стагнация на рынке удобрений затянулась и, по оценкам аналитиков Fertilizer Advisory Service, продлится аж до конца 2019 г.

По прогнозам финансистов, осенью доллар будет расти за счет всплеска деловой активности, и именно начало сентября покажет, насколько жестким будет этот тренд. Тем более, в недавно обновленном трехлетнем прогнозе экономики от Кабмина (2018-2020) курс гривны на 2018 год зафиксирован уже в районе 27,8 грн/долл.

Гораздо сильнее в аналитике от КМУ бросаются в глаза базовые показатели экспорта и импорта, которые в течение 2018 года вырастут соответственно на $3,68 млрд и $4,58 млрд. Думаю, не нужно уточнять, что доминировать в отстающем экспортном направлении снова будут товары с низкой добавленной стоимостью. Хоть промышленность растет и в сентябре ориентировочно достигнет +1% по сравнению с началом года, ее доля в экспорте продолжает уменьшаться, тогда как сырье уверенно занимает там свои 2/3.

Подсластить пилюлю должен был старт Зоны свободной торговли с Канадой. По подсчетам наших чиновников, отмена пошлин на канадские товары приведет к $1,2 млн потерь для Украины в первый год действия соглашения, но впоследствии будет компенсирована ростом иностранных инвестиций, 3,5%-ным ростом экспорта и ежегодным созданием 600 рабочих мест. Посмею возразить, что эти цифры несколько завышены. Оборот товаров и услуг между Канадой и Украиной в прошлом году составлял лишь $372 млн, причем доля Канады в украинском экспорте – всего 0,08%, а в импорте – 0,55%.

Соглашение является скорее формальным социокультурным жестом и не закладывает серьезный фундамент для экспортного прогресса. Оно ослабляет пошлины, а не действующие в Канаде сертификационные барьеры (которые, само собой, отличаются как от украинских, так и от европейских). Так что выиграют от него скорее те отечественные поставщики, которые уже прошли канадскую сертификацию и обзавелись экспортными контрактами, а не страна в целом.

Но осень может принести новое решение и для этой проблемы. Напомню, что 21 сентября вступит в силу соглашение о Зоне свободной торговли между Канадой и ЕС. Теоретически европейские стандарты, соблюдения которых требует ЕС в рамках ЗСТ с Украиной, могут после этого быть признаны и в третьей вершине этого своеобразного треугольника – Канаде. И это, в свою очередь, действительно облегчит доступ украинских товаров на канадский рынок.

Так или иначе, перспективы для роста есть. Задача правительства – перестать пассивно следить за рынком как за самоорганизующейся системой и считать, что инвестиций в одно лишь строительство достаточно в долгосрочной перспективе. Когда Кабмин бездействует, оживляются и наглеют силовые структуры, готовые ради своих теневых хозяев разорить даже крупное госпредприятие – как было у НАБУ и САП с Одесским припортовым заводом.

Необходимый стране минимум – сделать так, чтобы новый виток приватизации оказался успешным; не гнаться за сиюминутной выручкой, а привлечь инвесторов, которые не будут ежеминутно бояться визита спецназа и сделают украинские предприятия конкурентоспособными. И не до следующего политического сезона, а надолго.


По материалам: НВ





Просмотров: 1812
Другие новости