Компании

все компании

Почему турки обходят Борисполь

18 серпня 2017 року, 10:20

Почему главный аэропорт страны проигрывает битву стамбульскому Ататюрку.

Ататюрк или Борисполь – так звучит в последние несколько лет основной вопрос для всех связанных с авиационной индустрией в контексте развития авиасообщения на Востоке Европы и обеспечения авиаперелетов в Азию.

Аэропорт Борисполь, основанный в 1960-х годах прошлого века в статусе небольшого военного аэродрома, в составе Бориспольского объединенного авиационного отряда, в середине 90-х годов стал основными воздушными воротами Украины. До этого все регулярные международные рейсы выполнялись из московского аэропорта Шереметьево. Новый импульс к развитию – как показало время, Борисполь получил в 2010 году, в рамках подготовки к Евро-2012. Тогда в дополнение к терминалу В общей площадью более 36 тыс. кв. м и пропускной способностью 1200 пассажиров/час на вылет и 1100 на прилет были построены еще два - терминал F (площадь 2,5 тыс. кв м, пропускная способность – 900 пассажиров/час на вылет и столько же на прилет) и терминал D (площадь 107 тыс. кв. м, пропускная способность – 3000 п/час на вылет и столько же на прилет). 

Инициаторы расширения объясняли ситуативные траты широкой перспективой – предполагалось, что Борисполь станет хабом для рейсов из Америки и Европы в Азию и на Ближний Восток.  Эти планы оставались вполне жизнеспособными и реализуемыми даже после драматичного падения пассажиропотока из/в Украину. По состоянию на конец 2016 года объем авиаперевозок лишь сумел достигнуть уровня 2013 года (около 70 000 рейсов). Однако новый шанс дал Борисполю безвиз. С 11 июня граждане Украины могут свободно посещать страны Шенгенской зоны и хотя это само по себе вряд ли приведет к значительному увеличению авиаперевозок, но значительно повысило узнаваемость бренда Украина и привлекло к Борисполю внимание международных перевозчиков. Оно стало близко к абсолютному, когда о намерении летать в Украину заявил крупнейший европейский лоукостер Ryanair.

Эти факторы в комплексе давали аэропорту шанс перейти на новый уровень и трансформироваться в международный хаб, если бы не одно но – такие же планы имеет и успешно реализует стамбульский аэропорт им. Ататюрка.

При прочих равных технических составляющих и аэропортовых сборах в пользу Борисполя аэропорт Ататюрка выиграл сражение на старте. Управляющим не нужно было убеждать в преимуществах стамбульской локации представителей авиакомпаний – достаточно было заручиться поддержкой украинского министра инфраструктуры Владимира Омеляна.

Первый удар по позициям украинской стороны был нанесен срывом договоренностей с Ryanair. Если бы Ryanair начал базироваться в Борисполе, это автоматически означало бы повышение его статуса до главного аэропорта в регионе, уверены участники рынка. Наиболее растиражированная версия – Омелян просто увлекся пиаром и не смог довести переговоры до конца. 

Впрочем, есть и другая, в свете появившейся информации о переговорах главы Мининфраструктуры с представителями Turkish Airlines флагманской компании для аэропорта Ататюрк в Стамбуле.
Согласно этой версии, глава Мининфраструктуры сорвал переговоры в пользу турок. Якобы аэропорт Ататюрк не претендует на Ryanair, но допустить, чтобы они базировались в Украине, они не могли. Причем по букве закона министра не в чем упрекнуть – он просто пообещал ирландцам заведомо невыполнимые и невыгодные для Украины условия, которые затем был вынужден отклонить Борисполь.

Сам министр естественно эту информацию поспешил опровергнуть через свою пресс-службу. Но, мы прекрасно понимаем, что другой реакции от него ожидать и не приходилось.

Напомним, что по подсчетам главы аэропорта Борисполь Павла Рябикина, если бы они взяли в работу согласованный профильным министром контракт – это генерировало бы для аэропорта ежегодные убытки в 2 млрд грн. Попытки переориентировать ирландцев на более дешевый аэропорт Гостомель, блокировались министром – Владимир Омелян настаивал исключительно на Борисполе, для которого выставленные условия были заведомо невыполнимы.

В конце апреля Омелян в одностороннем порядке на заседании правительства подтвердил, что европейский лоукостер Ryanair все же будет летать из киевского аэропорта Борисполь, а не из Жулян или Гостомеля. "Соответствующие переговоры компании Ryanair с руководством аэропортов Борисполь и Львов успешно завершились вчера в Белфасте", – сказал он. 

После этого Борисполь был вынужден перевести конфликт в публичную плоскость и заявить что позиция Мининфраструктуры является неконструктивной. Что осталось за кадром – это подоплека такой позиции – она оказалась не проявлением некомпетентности нового в отрасли человека, а складывается впечатление заведомого умысла в пользу предприятия из другого государства.

Turkish Airlines – не единственная турецкая компания, которую планирует привлечь Мининфраструктцры. "Имел долгий разговор с владельцем Atlas Global , который имеет большие планы по инвестированию в Украину, и не только в авиационной сфере. Рассказал о подготовке стратегии транспортной отрасли до 2030 года, которую планируется обсудить на Правительстве", - сообщил Омелян на своей странице в Facebook, добавив, что следующий раунд переговоров планируется в августе.

Переговоры с турецкими перевозчиками были оформлены как отпуск министра – о чем он также сообщил на Facebook. "На Затоку пока не заработал, поэтому в Турции", – написал он. Под встречу с украинским героем – летчиком Александром Акоповым был подан визит в аэропорт Ататюрк.

Однако закрепление статуса Борисполя как локального аэропорта с раздутыми нерационально мощностями – не самоцель главы Мининфрастурктуры, которому нужно отчитываться перед высшим руководством страны и без того недовольным негативным информационным фоном в связи с уходом Ryanair. Вероятней всего, в ближайшее время будет объявлено о триумфальном выходе с глобальными планами развития Turkish Airlines – ведущего турецкого перевозчика. Это будет подано как компенсатор провала с Ryanair и глобальная победа.

Изначально обсуждается возможность осуществления пяти рейсов – в том числе Киев-Минск, который после закрытия авиасообщения с Россией является наиболее привлекательным для любой авиакомпании, летающей из Украины. Базироваться TA будет в Борисполе - причем даже минимальное количество осуществляемых рейсов позволит туркам требовать эксклюзивных условий и соблюдения лояльности в виде недопуска/допуска на дискриминационных условиях других авиакомпаний.

Менеджмент Борисполя, оказавшийся в положении виноватых в кейсе с Ryanair, будет вынужден согласиться на это партнерство, чтобы не выглядеть как организатор системного саботажа. 
Turkish Airlines не является лоукостером, и если Омелян предоставит перевозчику всестороннюю поддержку, это даст ему неограниченные возможности для формирования тарифов.

Мы слышим много нареканий на тарифную политику МАУ. Но Turkish Airlines, опирающиеся на поддержку профильного министра в крупнейшем украинском аэропорту – это намного хуже.


По материалам: НВ





Просмотров: 1321
Другие новости