Компании

все компании

Максим Глущенко: Кому достанется "Антонов"?

1 серпня 2017 року, 21:25
"Антонов" интересен мировым лидерам в авиасфере. Но крупные корпорации способны как развивать, так и уничтожать

Решение Кабмина о ликвидации госконцерна «Антонов» вызвало бурю комментариев и «расследований» об уничтожении авиастроительной отрасли Украины и тому подобной конспирологии. Авиастроение переживает не лучшие времена – это правда. Но ликвидация концерна точно не та «зрада», о которой стоит бить во все колокола. Ликвидировали по сути концерн, существовавший де-юре, но которого давно уже нет де-факто. ГП «Антонов» (не Авиастроительный концерн) еще весной 2015 перешел под управление «Укроборонпрома». Чуть позже «Укроборонпром» подчинил себе ГП «Харьковское государственное авиационное производственное предприятие» и ГП «Завод 410 гражданской авиации», ранее входившие в Авиастроительный концерн «Антонов».

Хорошо или плохо это переподчинение – тема отдельного разговора, но решение правительства касается ликвидации именно Авиастроительного концерна «Антонов», а не Государственного предприятия «Антонов». Так, что «Антонов» работает. Жив, как говорится, и здоров. Хотя нет, только жив. А вот оздоровление ему точно не помешало бы.

Сотрудники предприятия от всех этих пертурбаций не в восторге. Опасения тех, кто пониже просты – они боятся лишиться работы. Тех, кто повыше зарплата не сильно интересовала. Но массовых сокращений не произошло, завод худо-бедно, но работает. Руководство сменилось, но особой прозрачности в работе предприятия пока не наблюдается. Основные нарекания всегда касались «Авиалиний Антонова» – того направления работы предприятия, за счет которого оно до сих пор живет. А валютная выручка манила многих. Авиастроение же прибылей не дает. Ведь похвастать твердыми контрактами на покупку самолетов пока не получается. Хотя, конечно, мы постоянно слышим новости об очередных подписанных меморандумах и рамочных соглашениях.

Злопыхатели твердят, что после разрыва сотрудничества с Россией «Антонов» не способен выпускать самолеты. Это не так. Способен. Но это, конечно, на порядок труднее, поскольку найти необходимую замену комплектующих, испытать их и надеяться, что поставщики не подведут. И, конечно, считать самолеты, которые выкатывают из ангаров «Антонова», полностью украинскими будет неверно. В них много оборудования иностранного производства. Но разве это плохо? Всего десяток стран в мире способны выпускать самолеты, и многие это делают в международной кооперации.

У нас же любят рассказывать о мифическом «импортозамещении». Но на практике одни иностранные поставщики просто сменяют других. В Украине же сохраняется дефицит технологий. И старый добрый «Антонов», самолеты которого знают во всем мире, всё быстрее стареет – производственная база требует срочной модернизации. Сколько нужно влить денег в «Антонов», чтобы можно было назвать его современным предприятием не скажет никто. Как никто сейчас и не даст адекватной оценки активов предприятия. Ведь этот вопрос уже не раз поднимался в свете приватизационных веяний. И информационного шума по поводу «уничтожения авиационной отрасли» мы уже слышали немало и услышим еще. Ведь эпопея с «Антоновым» продолжится, если руководство «Укроборонпрома» действительно думают о развитии.

Первое. Уверен, что впереди «Антонов» ждут попытки провести корпоратизацию. Ведь при существующей форме собственности сюда не сможет законно зайти инвестор. А значит ни одна серьезная авиастроительная компания не даст ни копейки.

Второе. Корпоратизация, то есть превращение «Антонова» из государственного предприятия в публичное акционерное общество само по себе не есть зло. Это цивилизованный путь развития. Другой вопрос, что нужно делать поправку на украинские реалии по части растаскивания госсобственности. А значит контроль над стратегически важным предприятием должен сохраниться у государства. Но ожидать, что государство сможет эффективно управлять этим предприятием не стоит. У руля должны быть не чиновники, а профессиональные менеджеры, которые смогут наладить эффективное производство, найти новые подходы в маркетинге и развить сервисное обслуживание своих воздушных судов.

И третье. «Антонов» интересен мировым лидерам в авиасфере. Но крупные корпорации способны как развивать, так и уничтожать. Поэтому важно, чтобы приход нового партнера (если это произойдет когда-то) не стал приходом похоронной команды. 





Просмотров: 969
Другие новости