Компании

все компании

Крупные агрохолдинги побеждают реформу

18 липня 2017 року, 10:21

Латифундистов и их карманных чиновников устраивает модель крупных хозяйств — еще немного и шанс селян стать полноправными собственниками своей земли будет потерян навсегда.

И мелкие фермеры, и владельцы паев смогут рассчитывать лишь на судьбу батраков на бескрайних полях агрохолдингов.

Латифундисты уже переписывают на себя паи

Пока Верховная Рада ищет в себе силы вернуть селянам некогда отобранную у них Иосифом Сталином и Станиславом Косиором в 1929–1930-е годы землю, крупные агрохозяйства не теряют времени зря. Каждый день сотни и сотни владельцев паев подписывают с крупными хозяйствами договора аренды на 100–150 лет. Не сильно вникая в юридические подвохи таких соглашений — люди фактически массово теряют свою землю.

Для того, чтобы парламент не мог остановить этот негативный процесс — специальные лоббистские группы блокируют работу депутатов, как только они приближаются в своей работе к земельному вопросу.

Всем известно, что для принятия в Верховной Раде нормального закона нужны порядок и понимание депутатами сути документа и единодушие. Этого добиться тяжело.

Но гораздо легче сделать так, чтобы во время рассмотрения важных тем разгорался скандал, появлялись новые, сбивающие с толку документы — и видя эту неразбериху, часть депутатов вообще бы уходила из зала.

Именно такая подрывная работа в парламенте и ведется лоббистами крупных агрохолдингов, чтобы не допустить принятия земельной реформы правительства. Которая при всех своих минусах все же предлагает более прозрачные условия. Такие как продажа не более 200 га госземель в одни руки, право владельцам паев полноправно ими распоряжаться, запрет на покупку земель иностранцами.

По сути, подобный правительственному документ можно было бы принять и три года назад. Ведь он просто является калькой с того, что было сделано 20 лет назад в странах Центральной Европы. Тогда бы уже в первый месяц продажи определили цену гектара. А следовательно, стоимость его краткосрочной и долгосрочной аренды. Об этом бы написали газеты — и никто бы из селян не залез в договор аренды со смешными ставками и кривыми условиями на 49 лет. Проблемы бы не возникло, а о частных мелких неприятностях все бы уже давно забыли.

Пустые попытки

Неплохо расширяя свои владения, весной и в начале лета текущего года земельные бароны предприняли попытку и вовсе заблокировать агрореформу, чтобы уже ничто не мешало созданию мегапоместий. Помочь в этом им взялась Юлия Тимошенко. Всего за месяц на улицах городов уже висели плакаты с призывами оставить все как есть и не делать никаких реформ. При этом выдвигалась цель не продажи родной земли, и умалчивалось — что эта продажа по самым черным схемам идет как раз в тени, пока не принимаются четкие и ясные законы.

Уверовав в успех начинания, агробароны и Юлия Тимошенко даже перешли ко второй стадии проекта — решили провести референдум, на котором, по их замыслу, граждане должны были сами заблокировать себе свое право хоть когда-то покончить с остатками социализма на селе.

В момент во многих городах возникли палатки с бабушками, живущими преимущественно в городах, которые доказывали людям на улице, что такие же бабушки в селах не имеют права продавать свои наделы, а их фермер-сосед не имеет права купить на открытом конкурсе себе 200 га земли и расширить хозяйство.

На кульминации кампании Юлия Тимошенко даже пару раз сбегала в телевизор, где отстаивала достижения сталинской коллективизации — отсутствие у селян права распоряжаться своей землей.

Однако, масштабная манипуляция не увенчалась успехом. С начала лета социология и отзывы начали показывать, что большой поход БЮТ во славу агрохолдингов не увенчался успехом — в силу больших обсуждений земельной темы в СМИ люди смогли разобраться в вопросе.

Безобразия и бездействие подарят латифундистам землю людей

Какая же есть у земельного вопроса перспектива? Сейчас парламент уже отправился отдыхать. И с тропических островов депутатов для важных голосований никто вызывать не будет.

Какую же картину мы увидим осенью? Агробароны легко смогут разжечь любую провокацию, лишь бы не допустить земельной тематики — от споров о языке, до демагогии о статусе оккупированных территорий. И для них неважно, как это повредит стране — главное, чтобы трибуна ВР через день была заблокирована, а под зданием — каждые три дня митинги и драки.

В итоге получается, что в Украине сегодня очень много сил, которых отсутствие законов и прозрачных правил очень устраивает. И противодействовать наведению порядка — для них не очень дорого. По сравнению с теми доходами, которые они получают, используя противоречивую нормативную базу и неосведомленность людей.

Почему же сторонники земельной реформы не устраивают митинги, требуя вернуть им законные права на их наделы и проводить только конкурсную, открытую продажу госземель с ограничением в 200 га в одни руки?

Эта ситуация характерна для многих стран с трансформирующейся экономикой. Селяне сегодня не склонны публично отстаивать свои права и добиваться принятия тех решений, которые принесут им доход. Они скорее склонны оказывать доверие очередным избранным или назначенным чиновникам, которые, по их мнению, должны сделать все правильно. Когда же назначенцы не справляются, то да — тогда селяне готовы проявлять активность, кого-то свергая и назначая новых людей.

Однако непродуктивность такой традиции для простых граждан уже доказана историей украинской политики, но никто выводов из ситуации делать не спешит.

Взрывной электорат вместо стабильных собственников

Какую же картину мы получим в аграрных регионах, если агрореформу и дальше будут блокировать и всю землю заберут у людей крупные агрохолдинги через теневые схемы? Вместо тысяч и тысяч мелких фермерских хозяйств в Украине образуются 4–5 крупных агрокомпаний, которые соберут основной массив земли.

Естественно, что создав такую олигополию, им легко будет держать зарплаты на скромном уровне во всей отрасли. А также бесконечно требовать уступок по всем вопросам от местных и центральных властей. Как это обычно бывает — угрожая тем, что если они закроются или перенесут куда-то производство, то бедам и кризисам не будет конца.

Украина и ее руководство уже имеют аналогичные проблемы в других отраслях. Так, большой-единый «Нафтегаз» не раз приходилось дотировать на крупные суммы из бюджета, так как он грозил кризисом всей стране. А металлургам до сих пор приходится прощать ужасные последствия в экологии, токсичные отвалы и хвостохранилища, угрозы оставить целые города без работы.

Поэтому понятно, что чем больше таких крупно-производственных шантажистов появится, тем хуже будет положение их сотрудников и тем больше будут связаны руки у правительства, чтобы проводить реформы или управлять экономикой.

Ведь и сегодня уже не секрет — в тех сельхозрайонах, где много земли получил какой-то один производитель, местная власть просто обязана под него подстраиваться. В этом сельхозрайоне агробарон может выливать любые количества отравы и помоев в реки. Строить фермы любого уровня вонючести прямо посреди сел и травить жуков на полях почти любыми растворами, не обращая внимания на дохнущих пчел. Пахать, жечь и опылять свои поля любыми способами и гнать караваны троекратно перегруженных машин по хлипким сельским дорогам.

Так это так ведут себя латифундисты и их приказчики на арендованной земле. Где они как бы гости. А вы представьте, что они будет делать, когда обманом и хитростью они станут на этой земле хозяевами?


По материалам: НВ





Просмотров: 1041
Другие новости