Компании

все компании

Валерий Фищук: Цифровая инфраструктура экономического роста

3 липня 2017 року, 13:02
Преимущества цифровизации бизнеса, индустрий и стран очевидны. Однако на пути к ней обычно стоит большая преграда - наличие развитой цифровой инфраструктуры.

Цифровая инфраструктура Украины - это пока потерянное во времени и пространстве явление, неопределенное, корявое, хаотичное, а потому - оторвано от потребностей экономики и людей, бесцельное и слабое.

Стоит только сказать, что Украина одна из немногих в мире, где до сих пор нет Национального Плана развития широкополосного Интернет, или так называемого National Broadband Plan (NBP, согласно Международного союза электросвязи), который должен содержать инициативы, проекты и модели достижения в стране соответствующих показателей покрытия broadband (фиксированного, в первую очередь) и подключение домовладений к оптическим (т.е. широкополосных) каналов. В планах Германии - это 98% фиксированных подключений домовладений, в Корее - соответственно 100%, в целом по планам ЕС до 2020 согласно Digital Economy and Society Index - это 95% домовладений.

Украинская статистика по фиксированной покрытия broadband неутешительна: ориентировочно 60% домовладений в сельской местности не подключены вообще, по школ - это только 5% условных подключений (кабинет директора или компьютерного класса), по больниц - около 2% аналогичных условных подключений.

По стране в целом имеющийся ярко выраженный цифровой разрыв между городом и деревней - ориентировочно 35-40%. Вместе с тем, многочисленные наблюдения показывают, что для уязвимых социальных категорий граждан broadband вообще недоступен, независимо от города или села.

Согласно практик Международного союза электросвязи Национальный план развития broadband должен установить требования к техническим параметрам broadband, определить регионы, подпадающих под так называемый "цифровой разрыв", предложить модели государственно-частного партнерства (провайдеры-государство-общины), определить инициативы по формированию у граждан потребностей в широкополосном Интернет.

Кстати, с точки зрения технических параметров, такой услуги или продукта как broadband в Украине вообще не существует. В то время как немецкий broadband - это 30 Мбитс, корейский - 100 Мбитс, угандський - 80 Мбитс.

Что покупают украинские потребители провайдеров? Неизвестно. Что продают украинские провайдеры потребителям? Неизвестно.

Эта ситуация напоминает покупку молока с рук у бабушек возле выхода из метро. Но мы привыкли покупать молоко в супермаркете, где на каждой пачке каждого производителя содержатся соответствующие параметры продукта. Разве broadband это не продукт?

Услуга broadband в Украине должно стать цифровой (электронной) универсальной услугой с определенными техническими и сервисными параметрами, особенно в сфере фиксированных коммуникаций. Национальный План развития broadband в Украине должен определить график подключения общин и территорий, социальной и т.д. инфраструктуры, содержать амбициозные цели, современные модели фондирования, инвестиционной деятельности, ГЧП.

Наша цель должна заключаться в том, чтобы все граждане Украины без ограничений технического, организационного и финансового характера могли воспользоваться преимуществами цифрового мира и не состояли в сегменте так называемого "цифрового разрыва".

Развитая цифровая инфраструктура - основа развития цифровой экономики. Однако, сама цифровая инфраструктура - это не только связи. В общем понимании цифровая инфраструктура - это комплекс технологий, продуктов и процессов, которые обеспечивают вычислительные, телекоммуникационные и сетевые возможности и работают на цифровой (а не на аналоговой) основе.

В масштабе страны цифровая инфраструктура делится на твердую (от англ. hard) и мягкую (от англ. soft). Каждая содержит соответствующие компоненты, которые по отдельности и вместе влияют на акселерацию экономического развития. Различные методики и консультанты по каждому из компонентов показывают от 1% до 10% прироста ВВП, их кумулятивный эффект по данным IDC составляет до 20% прироста ВВП, а ROI от инвестиций в цифровые инфраструктуры по некоторым странам составляли до 500%. Выпадение одного или нескольких инфраструктурных компонентов уменьшает темпы и качество цифровизации экономики и общества. Все компоненты национальной цифровой инфраструктуры являются опорными (backbone) для цифровых преобразований экономики и жизнедеятельности, то есть является базой для множества цифровых применений, услуг и реализации цифровых платформ. Очевидно, что мягкая инфраструктура сильно зависима от твердой, - банально это вопрос подключения к широкополосным сетям (connectivity).

Итак, твердая цифровая инфраструктура условно включает следующие ключевые компоненты (без привязки к владельцам):

- фиксированную телекоммуникационную инфраструктуру (магистральные, дистрибьюторские и локальные сети, точки обмена трафиком и т.д)

- мобильную телекоммуникационную инфраструктуру (3G, 4G, радио и спутниковыми технологиями, wi-fi и т.д.)

- инфраструктуру цифрового телевидения (наземного, кабельного, спутникового)

- радио-инфраструктуру LoRa (long range frequency, нелицензионного частоты) для проектов Интернета вещей (сенсоры, датчики и т.д.),

- инфраструктуру центров обработки и хранения данных (т.н. облачная или виртуализированных инфраструктура).

- инфраструктуру кибер-безопасности

- специализированные инфрастуктуры (специальные сети, видео-наблюдения, сопутствующие инженерные системы).

Мягкая цифровая инфраструктура включает такие компоненты как:

- Инфраструктуру идентификации и доверия (доверительные услуги, citizen ID, BankID, mobileID)

- Инфраструктуры открытых данных

- инфраструктуру интероперабельности (API, стандарты европейской ISA).

- инфраструктуру e-commerce (b2b цифровые платформы покупки и продажи, e-contract, e-invoicing, e-supply chain)

-Транзакцийно-процессинговую инфраструктуру (он-лайн платежи, инструменты cashless, сервисы fintech).

- инфраструктуру государственных услуг (e-government)

- инфраструктуру жизнеобеспечения (цифровые медицинские, образовательные, транспортные, логистические и т.п. услуги, услуги общественной безопасности).

- геоинформационную инфраструктуру (привязки цифровых данных в пространственных объектов)

- промышленные цифровые инфраструктуры (индустрия 4.0, кибер-системы).

Понятно, что перечень не исчерпывающий, а базовый.

Так, в последнее время стало очевидно, что в мягкой инфраструктуры следует включать нынешних хедлайнеров цифровой экономики - инфраструктуру блокчейн, смарт-контрактов и инфраструктуру цифровых валют.

Сейчас комплексных исследований состояния и стратегии развития цифровых инфраструктур в Украине нет, а саму цифровую инфраструктуру в Украине традиционно ограничивают только телекоммуникациями.

Также отсутствует объективная официальная статистика по таким вещам как покрытие домохозяйств широкополосным доступом к Интернету, уровень проникновения компьютерной техники и другой статистики по "твердой" цифровой инфраструктуры, которая бесспорно является базовой.

Попытка комплексно оценить и предложить видение развития национальной цифровой инфраструктуры была сделана ОО "Хайтек Офис" в рамках подготовки "Цифровой адженды Украины-2020".

Будем откровенны и критические: за последние годы существенный скачок в развитии национальных цифровых инфраструктур осуществлено только в сфере мобильных коммуникаций (3G), понемногу появляются национальные "облачные" инфраструктуры и инфраструктуры кибер-безопасности. Еще несколько инфраструктурных компонентов "лупаються" благодаря отдельным личностям в правительстве и общественном секторе (открытые данные, блокчейн, e-управления).

Общее ощущение: пока комплексный и форсированное развитие цифровых инфраструктуру в Украине происходит »не благодаря, а вопреки», не является стратегическим приоритетом государства, а скорее узкорамочным явлением, и недостаточно наполнен амбициозными проектами и инициативами.

Между тем, осознание их реального состояния и создание видения развития - это первый шаг в сторону цифровой экономики.

По материалам: НВ





Просмотров: 869
Другие новости