Андрей Леденёв: Как жить портам без российского транзита

11 мая 2017 года, 18:16
Экономисты и эксперты поделились мнениями, за счет чего можно улучшить развитие отечественных морских портов.

С 2013 года объем транзита грузов через украинские порты рухнул с 37 до 9 млн тонн. Это произошло в первую очередь из-за войны с Россией и утечки грузов страны-агрессора из наших портов.

В Мининфраструктуры впрочем продолжали отрицать неизбежность потери транзита и продолжали настаивать на том, что Украина может компенсировать его за счет грузов с других направлений.

Министерство придумало множество новых транзитных проектов, в том числе и Шелковый путь, по доставке грузов из Китая. Но не один из них не был успешным. Их даже не удалось запустить из-за дороговизны.

Но, на самом деле путь, который проходит Украина, давно уже проделали страны Балтии. Чьим портам удалось восстановить перевалку, несмотря на драматическое падение транзита. И сделали они это за счет развития перевалки собственных грузов, которые начали производить в особых индустриальных парках в своих портах.

НВ Бизнес спросил ведущих экспертов, какая модель развития лучше подходит украинским морским портам и подходит ли нам направление, которое предусматривает создание индустриальных парков.

Дмитрий Яблоновский, старший экономист Центра экономической стратегии

Есть две составляющие. Первое – это составляющая, которая касается потенциальных налоговых льгот, и вторая составляющая – это то, что касается инфраструктуры. Что касается налоговых льгот, то я против. Поскольку, если мы предоставляем налоговые льготы конкретным предприятиям, это сразу вызывает коррупционные риски. Если мы предоставляем налоговые льготы всем предприятиям, то это риски для бюджета, риски уменьшения поступлений в бюджет. Именно поэтому я считаю, что налоговые льготы – это не лучший вариант. Если вспомнить историю одесского Порто-франко, то там появлялись даже подземные ходы, через которые поставлялась контрабанда. Поэтому я боюсь, если у нас появятся свободные экономические зоны вокруг портов, то сразу появятся какие-то калитки, через которые будет что-то туда поставляться, что не должно поставляться по условиям существования этих зон. Что касается второй составляющей, которую чаще связывают с образованием кластеров, – это построение инфраструктуры. В первую очередь это транспортная инфраструктура, когда вы можете делать удобные интермодальные перевозки, то есть перегружать с морского транспорта на железнодорожный и так далее, то это, конечно, плюс. К этому можно добавить какие-то площадки, на которых можно создавать производство, с подключением к электросетям, к канализации, водоснабжение, газоснабжение. Это то, что отдельным фирмам будет сложно делать. Но если государство предложит такую индустриальную площадку, где это все уже будет подведено, то это значительно упростит создание такого типа бизнесов. И поэтому именно в части, которая касается инфраструктуры, я за такие индустриальные парки.

Дмитрий Чурин, руководитель аналитического отдела инвесткомпании Eavex Capital

Перевалка является такой отраслью, где есть узкие места. За счет новых технологий эти узкие места можно пройти легче. Ускорять некоторые разгрузочные и погрузочные работы. Также повысить эффективность ИТ-систем, которые управляют всеми процессами, то есть снизить участие человеческого фактора. Но это все более технические составляющие. Все мы желаем, чтобы экономика Украины процветала и экспорт продукции рос не только металлургической, не только агропродукции, но и продукции с большой долей добавленного капитала. Продукция машиностроения. Например, экспортировать во Вьетнам продукцию машиностроения для угольной отрасли либо машиностроения для агроотрасли. Есть рынки и надо искать эти рынки. Но это проблема не портов. Искать рынки должны предприниматели и бизнесмены. А порты должны предоставлять четкую и хорошую инфраструктуру для такого экспорта. Также отмечу, что есть возможность у портов быть такой транзитной зоной грузов в страны Восточной Европы и Беларуси. Потому что Беларусь находится очень логистически в благоприятном для нас плане. И этот путь от портов по железнодорожному покрытию в Беларусь является целесообразным для белорусских предпринимателей. И это надо использовать. Также мы можем говорить... Наверное, Польша могла бы использовать украинские порты. Но это такие вопросы, которые надо налаживать непосредственно с польским бизнесом.

Александр Паращий, руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital

Если говорить глобально, то нужно привлекать Украину в международные транспортные проекты. Мы слышали много в последние годы о так называемом новом шелковом пути, но ничего не было реализовано в этом направлении. Видимо, от Администрации морских портов здесь мало что зависит. Это должна быть какая-то серьезная государственная программа, которая позволит привлечь в Украину транспортные потоки из центральной или далекой Азии на запад или с юга на север. Но пока по нашей транспортной инфраструктуре Украина не является интересной для глобальных транспортных коридоров. Если говорить про наши порты, то там есть возможность улучшения качества, в первую очередь улучшение скорости перевалки. То есть существует потребность в некотором обновлении инфраструктуры, перегружателей, портовых кранов, разгрузчиков вагонов. Также есть определенные проблемы в подъездных путях, которые постоянно теряют свое качество. Есть определенные ограничения по железнодорожной инфраструктуре. Мы слышали, что Укрзализныця хочет увеличить отгрузки товаров в порты. Там тоже есть определенные проблемы. Также можно отметить цены на перегрузку товаров, которые сейчас регулируются монополией. И очень многие игроки отмечают, что цены могли бы быть ниже.


По материалам: НВ




Просмотров: 321

Компании

все компании