Компании

все компании

Авиакомпания Коломойского захватила украинское небо

17 липня 2015 року, 09:33

Авиакомпания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) перебрала на себя почти 60% рейсов, выполняемых украинскими перевозчиками. Но, как ни парадоксально это звучит, назвать МАУ монополистом, злоупотребляющим своим положением, нельзя.

Позитивные итоги

МАУ вплотную приблизилась к 60% доле среди отечественных авиакомпаний по числу выполненных рейсов. По данным Государственной авиационной службы Украины, по итогам первого полугодия текущего года МАУ совершила около 18,5 тыс. рейсов.

Это составило 59,4% от всего количества рейсов отечественными авиаперевозчиками. За аналогичный период прошлого года эта доля составила 46,8%.

Стремительный рост показателя МАУ был вызван уходом с рынка других авиакомпаний или серьезным сокращением их карты полетов. В частности, за прошедшее время доля Wizz Air Ukraine упала с 7,8% до 3,8%, «ЮТэйр-Украина» — с 9,9% до 4,7%, Windrose — с 4,4% до 2,8%, «Авиалиний Харькова» — с 1,5% до 0,3%, YanAir — с 1% до 0,3% и т.д.

Все по закону

Вместе с тем, опрошенные участники рынка и юристы не берутся назвать столь впечатляющие показатели МАУ монополизмом.

«Не думаю, что законодательно докажут монополизм. В случае с МАУ я бы говорил о другом — МАУ стала естественной монополией», — сказал РБК-Украина исполнительный директор авиакомпании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко.

Елена Кравцова, старший юрист юрбюро ECOVIS Бондарь и Бондарь, которое выступает защитником МАУ в некоторых судебных процессах, утверждает, что МАУ тщательно следит за соблюдением норм антимонопольного законодательства, получая при необходимости разрешения АМКУ на концентрацию, согласованные действия, а также являясь инициатором некоторых расследований в сфере защиты конкуренции.

При рассмотрении вопросов монополизации в авиации сложно определять «рынком оказания услуги» отдельную ту или иную страну, сказал старший партнер юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко.

«Более корректно брать отдельные направления. Может существовать монополист на направлении, к примеру, Киев-Москва. Очевидно, что как раз на этом направлении нет монополизма, поскольку на нем летает несколько авиакомпаний», — пояснил Роман Марченко.

Для потребителей услуга по перевозке авиатранспортом по каждому отдельному маршруту не является взаимозаменяемой с услугой перевозки по другому направлению, ответили РБК-Украина в пресс-службе Антимонопольного комитета. Поэтому, пояснили в АМКУ, необходимо исследовать положение каждой отдельной авиакомпании на каждом отдельном авиамаршруте. Такой подход используется и в международной практике.

«Если взять, к примеру, направление Киев-Астана, то сегодня здесь МАУ — единственный перевозчик, — продолжил Роман Марченко. — Но при этом вины авиакомпании в такой ситуации абсолютно нет. В соответствии с межправительственным соглашением между Украиной и Казахстаном, каждая страна может поставить на этот маршрут паритетное количество провозных емкостей».

Потому, сказал юрист, МАУ воспользовалась этой возможностью и получила права на этот маршрут. Но ни одна казахстанская авиакомпания пока не изъявила желания летать на данном направлении.

«Если МАУ, к примеру, становится на линию Киев-Нью-Йорк, при этом никто на нее не претендует и увеличивает свою долю в общем количестве выполненных рейсов, то честь им и хвала», — сказал РБК-Украина заместитель гендиректора крупнейшей белорусской авиакомпании «Белавиа» Игорь Чергинец.

На таких направлениях, как Киев-Астана, МАУ может теоретически попытаться воспользоваться монопольным положением и установить неоправданно высокие цены, отметил Роман Марченко. «Но при этом, при возможном разбирательстве в АМКУ относительно возможных злоупотреблений монополией, МАУ сможет формировать свою защиту минимум по нескольким направлениям», — сказал юрист.

Он пояснил, что, во-первых, в Астану можно полететь не только прямым рейсом Киев-Астана, но и с пересадкой в Москве, Стамбуле, Алматы, Минске, Франкфурте-на-Майне и в прочих транзитных пунктах. «Во-вторых, добраться в Астану можно не только самолетом, но и поездом или автомобилем, продолжает он, то есть рынок может и не быть сужен до перевозок только авиатранспортом», — сказал Роман Марченко.

Но некоторые юристы все же допускают возможность злоупотребления МАУ монопольным положением на линиях, частоты по которым регулируются межправительственными соглашениями.

«По межправительственному соглашению между Украиной и Турцией каждая страна может поставить на направлении Киев-Стамбул любое количество авиакомпаний, но при этом каждому государство выделялось по 16 частот в неделю по этому направлению. Украина отдала все частоты МАУ, но она еще до недавнего времени летала только по 11 частотам. Наличие у МАУ всех 16 частот и их невыполнение имело признаки злоупотребления монопольным положением и блокировку выхода второго перевозчика от Украины. И примеров линий с подобной ситуацией много», — сказала старший юрист юрфирмы «Анте» Екатерина Ищенко (защищает интересы Atlasjet Ukraine, British Airways, Emirates и других иностранных авиакомпаний).

Не мешать

Во избежание со стороны МАУ злоупотреблений своим монопольным положением, чиновники должны прекратить мешать заходить на рынок другим авиакомпаниям, считает Анатолий Мазуренко.

«Монополия — это всегда плохо. Должна быть здоровая конкуренция. От здоровой конкуренции всегда выигрывает потребитель», — заявил исполнительный директор авиакомпании «Аэроджет».

С этим согласен Роман Марченко. «Государству стоит продолжать либерализировать доступ других авиакомпаний на те или иные направления, который сейчас зарегулированы межправительственными соглашениями», — резюмировал юрист.


По материалам: Капитал





Просмотров: 2018
Другие новости