
Деблокада украинских портов позволила бы нарастить валютную выручку от экспорта продукции, по минимальным оценкам, на $20
![]() |
![]() |
![]() |
Деблокада украинских портов позволила бы нарастить валютную выручку от экспорта продукции, по минимальным оценкам, на $20
ОПЕК у своєму щомісячному звіті трохи підвищила оцінку попиту на нафту в 2021 і 2022 роках - на 70 тис. і 30 тис. барелів
Державний ПриватБанк у січні 2023 року одержав ще 6,316 млрд грн чистого прибутку, Ощадбанк - 2,242 млрд грн, що становило
Уряд України скасував необхідність отримання узгодження Держрезерву при видачі Міністерством економіки ліцензій на імпорт
Міжнародне рейтингове агентство Fitch Ratings переглянуло оцінки вартості залізної руди, кольорових металів і вугілля на
Государственный ПриватБанк в январе 2023 года получил еще 6,316 млрд грн чистой прибыли, Ощадбанк – 2,242 млрд грн, что составило
Хоч 2022 рік і був важким як для всієї України, так і для страхової галузі, але вироком не став - галузь вистояла, страхування
Государство в случае принятия решения об участии в страховании военных рисков может частично компенсировать расходы на страховые
Міністри фінансів країн Єврогрупи вважають, що крах американського Silicon Valley Bank (SVB) не матиме прямого впливу на
Новий приватизаційний аукціон із продажу Білгород-Дністровського морського торговельного порту (МТП, Одеська обл.) призначено
Понад 70% будівельних майданчиків Києва, Львова та Одеси продовжують роботу, ціни за рік зросли в столиці на 36,1%, в Одесі
Українське виноробство потребує державної підтримки для відновлення постраждалої від війни галузі та просування на міжнародних
Единственное в стране ракетно-космическое госпредприятие «Южный машиностроительный завод им. Макарова» (Южмаш) на грани остановки, заявляют его менеджеры. Завод не в состоянии платить зарплату в полном объеме из‑за отсутствия заказов, в результате чего предприятие покидают квалифицированные сотрудники — в последнее время увольняются по 40 человек в день, сообщил вчера «Капиталу» помощник генерального директора завода по общим вопросам Владимир Ткаченко. По его словам, руководство пытается сохранить кадры, но уже несколько месяцев нечем платить зарплату, а если ее и дают, то лишь небольшими частями еще за летний период, по 10 % от общей суммы.
По информации одного из топ-менеджеров Южмаша, пожелавшего остаться неназванным, за последние месяцы предприятие потеряло уже 700 квалифицированных специалистов, универсальных работников. Это почти 10 % от общего числа сотрудников: до последнего времени там работали около 8 тыс. человек. Как рассказал собеседник издания, нынешней загрузки завода недостаточно для содержания штата, как и для существования завода. Если ситуация не изменится в ближайшее время, наша страна лишится статуса космической державы, считают в компании.
Всего Украина выделила в этом году на развитие отечественной аэрокосмической отрасли 10 млн грн. К примеру, Индия тратит на космос $ 1,2 млрд в год, Россия — около $ 5 млрд.
Потрясение
Южмаш оказался в бедственном положении после существенного сокращения российских заказов, которые обеспечивали до 80 % загрузки предприятия, сетует Ткаченко. В том числе были заморожены проекты «Морской старт», «Наземный старт» и программа «Днепр». «Мы готовы выпускать продукцию в полном объеме, но российская сторона не желает у нас делать заказы», — отметил он. Копилка доходов компании ежегодно пополнялась за счет продаж на российский рынок двух-трех ракет-носителей «Зенит» стоимостью $ 40 млн каждая. Всего же в среднем годовой оборот предприятия составлял в недалеком прошлом 1,8 млрд грн.
Непростая ситуация и с другими заказчиками Южмаша. Тормозится реализация украинско-бразильского проекта «Циклон-4» по использованию украинской ракеты-носителя на пусковом центре «Алкантара». Кроме того, из‑за пересмотра условий контракта с американской Orbital Science Corporation украинский завод не может приступить в выпуску продукции. В марте 2013 г. успешно прошла испытания ракета Antares этой корпорации, ступени для которой разрабатывалась при участии Южмаша и КБ «Южное». Соответствующий долгосрочный контракт (до 2019 г.) отечественные компании подписали с Orbital Science Corp. в 2008 г.
700 человек уволилось с Южмаша за последние несколько месяцев
Не все украинские предприятия, работавшие долгие годы на российский рынок, испытывают такие трудности, как Южмаш. Например, ГП «Антонов», зависящее от российских заказчиков и партнеров по кооперации производства самолетов, смогло сохранить персонал. Как сообщил «Капиталу» генеральный конструктор госпредприятия Дмитрий Кива, завод смог перестроиться и не только удержал 13,5‑тысячный коллектив, но даже поднял несколько месяцев назад зарплату персоналу в среднем на 20 %. Сейчас, заверяет Кива, «Антонов» стал плотнее работать с заказчиками и партнерами из Латинской Америки, Азии, а также налаживает сотрудничество на европейском рынке.
Спасательные мелочи
Южмаш рассчитывает на помощь правительства, но и сам не собирается сидеть сложа руки. Завод ищет дополнительные заказы, в том числе, оборонного назначения, развивает кооперационные связи с другими компаниями в рамках диверсификации собственного производства. По словам Владимира Ткаченко, предприятие планирует расширять номенклатуру выпускаемой продукции, чтобы выживать за счет заказов из других отраслей. В частности, прорабатывается возможность изготовления продукции для энергетической промышленности, а также другого машиностроительного оборудования.
Для преодоления кризиса завод готов увеличивать объемы выпуска тракторов, муниципального электротранспорта, возобновить производство ветроэнергетических установок. Разработано также несколько инвестиционных проектов, которые получили положительную оценку Государственного космического агентства и сейчас рассматриваются в Минэкономразвития.
Спасти мозги
Военный эксперт информационно-консалтингового агентства Defense Express Антон Михненко считает, что Украина должна сохранить ценные кадры, иначе страна потеряет интеллектуальную наукоемкую отрасль. По его словам, Минобороны вполне могло бы поддержать Южмаш заказами, в частности, по выпуску оперативно-тактических ракетных комплексов «Коршун-2» и «Гром», разработанных КБ «Южное».
Эксперт говорит, что на российском рынке был востребован более широкий сегмент продукции Южмаша, в других странах спрос на продукцию ракетно-космической отрасли более узкий, но это должно мотивировать компанию продвигать свою продукцию за счет более привлекательного соотношения цены и качества. Потенциально можно рассчитывать на улучшение партнерских отношений с США, а также искать клиентов на Ближнем Востоке.
По материалам: Капитал