Компании

все компании

Девальвация помогла отечественным фармпроизводителям увеличить долю на рынке

25 лютого 2014 року, 09:18
По итогам января 2014 г. розничная реализация лекарственных средств в натуральном выражении упала по сравнению с первым месяцем прошлого года на 4,1 % — до 109 млн упаковок, говорится в отчете на специализированном сайте Apteka.ua. В денежном выражении продажи выросли на 8,1 % — до 2,77 млрд грн. Но это немного. Для сравнения: в январе 2013 г. показатель прироста достиг 23,3 % относительно того же периода 2012 г. Увеличение продаж в деньгах объясняется удорожанием препаратов на 7 %, сказано в отчете Apteka.ua.

По словам исполнительного директора ассоциации «ФармУкраина» Дениса Шевченко, в январе 2014 г. эпидемиологическая обстановка была «мягче», чем годом назад, что не способствовало росту потребления препаратов.

Импорт проигрывает

В сложившейся ситуации больше всего пострадали импортеры — их продажи упали в натуральном выражении на 11,3 %, а в денежном выросли только на 4,8 %. При этом реализация отечественной фармпродукции снизилась в упаковках всего лишь на 0,1 %, а в деньгах показала рывок на 14,7 %. В результате доля импортных лекарств сократилась в натуральном выражении на 2,6 п. п., до 32,7 %, в денежном — на 2,1 п. п., до 64,8 %. Директор департамента внешних связей фармацевтического холдинга STADA CIS Иван Глушков считает, что падение продаж иностранных медикаментов обусловлено переориентацией покупателей на более дешевые украинские препараты. Дополнительную поддержку отечественным производителям оказала девальвация гривни, добавляет он. Председатель правления Союза потребителей медицинских услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения Владислав Онищенко отмечает, что на продажи импортной продукции негативно повлияло введение с 15 февраля 2013 г. запрета на ввоз в Украину препаратов, произведенных на предприятиях, не имеющих сертификата GMP. По данным Государственной лекарственной службы, под действие этого запрета попало около 1,3 тыс. наименований.

По словам Онищенко, существуют и другие причины сокращения продаж. В частности, ужесточение рекламы лекарств в 2012 г. «Память о препаратах, реклама которых была запрещена, постепенно стирается», — поясняет он. Также на неутешительный результат продаж повлиял переход части лекарств в БАД и изделия медназначения, как это произошло, к примеру, с препаратами «Аквамарис», «Хьюмер» (для промывания носа. — «Капитал»), указал собеседник. Кроме того, население постепенно теряет доверие к препаратам-«пустышкам», уверен он.

Местные тоже поднимут цены

Учитывая девальвационные процессы, Денис Шевченко прогнозирует, что рост рынка, особенно в деньгах, продолжится. Это приведет к существенному замещению доли импортных лекарств отечественными, говорит он. Иван Глушков полагает, что вряд ли по итогам года продажи иностранных препаратов покажут худшие показатели, чем в январе. «Кроме цены, покупатели все равно будут обращать внимание на качество, эффективность и безопасность — в этом украинские производители зачастую не так сильны, как зарубежные», — напоминает он. Владислав Онищенко отказался давать прогноз развития фармрынка, однако отметил, что отрасль давно требует более рациональной политики. Новое руководство Минздрава должно обеспечить, чтобы препараты назначались исключительно по медицинским показаниям с учетом экономического фактора, а не под воздействием медпредставителей фармкомпаний. Если профильное министерство пойдет на такой шаг, это может существенно переформатировать фармрынок и удешевить фармакотерапию.



По материалам: Капитал





Просмотров: 1581
Другие новости