Компании

все компании

Власть покажет себя с привлекательной стороны. Подготовлена стратегия развития государственно-частного партнерства

12 лютого 2014 року, 08:55
Правительство намерено упростить доступ частного капитала к масштабным инфраструктурным проектам через механизм государственно-частного партнерства, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Власть покажет себя с привлекательной стороны. Несмотря на принятие профильного закона еще в 2010 году, этот механизм так и не заработал, и, судя по документу, может заработать только к 2018 году. По оценкам юристов, этому препятствуют как невозможность судебной защиты инвестором прав собственности, так и ненадежность государства как коммерческого партнера.

В Кабинете министров намерены сделать реально действующим механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Проект закона об одобрении стратегии развития ГЧП вынесен на сегодняшнее заседание правительства. Документ рассчитан на реализацию в 2014-2018 годах. Напомним, профильный закон был принят еще в 2010 году. При его создании брался за основу мировой опыт: механизм ГЧП должен был позволить привлечь частный капитал в инфраструктурные проекты, в первую очередь в строительство автомобильных дорог и различные проекты ЖКХ. Несмотря на ожидание вложений, частные инвесторы проектов не нашлись. В Международной финансовой корпорации такой результат год назад объяснили отсутствием законов, способных провести реформирование в секторах, в которые планируется привлекать частный капитал (см. "Ъ" от 26 февраля 2013 года).

Разработанная Минэкономразвития стратегия должна решить эту проблему. Создание инфраструктуры, включая реформирование законодательства, запланировано на 2014-2015 годы. Еще три года правительство планирует заниматься усовершенствованием системы ГЧП. В МЭРТ не берутся прогнозировать возможный приток капитала в проекты ГЧП.

Развитию ГЧП препятствует, по мнению правительства, отсутствие законодательно описанных механизмов компенсации убытков частных партнеров, возникших при нарушении условий договора государством, в том числе из-за отсутствия гарантий государственного партнера по его бюджетным обязательствам. Еще одна проблема, с которой сталкивается частный инвестор, желающий взять участие в ГЧП,— это отсутствие компенсации разницы тарифов. Есть проблемы и у государственного инвестора — в законодательстве отсутствует механизм смены частного партнера в случае невыполнения им своих обязательств. В такой ситуации взаимодействие частного и государственного капитала ограничивается лишь рамками закона "О концессии".

По оценкам юристов, развитию ГЧП в Украине препятствует ненадежность государственного партнера. "Периодически правительство ставит перед собой задачу привлекать частный капитал в масштабные проекты, предлагая инвесторам госгарантии. Однако, как показала практика, подавляющее большинство таких проектов так и не было реализовано, в первую очередь по вине недобросовестности государства в выполнении своих обязательств",— отмечает партнер юрфирмы Astapov Lawyers Татьяна Кузьменко. "Названные в стратегии проблемы актуальны для инвесторов. Однако не менее актуальной является проблема незащищенности инвестиций",— уверен советник юридического бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Глеб Бялый. "В случае судебных споров выиграть у государства будет практически невозможно. Даже если прописать решение споров в Нью-Йоркском арбитраже, эти решения все равно требуют подтверждения в Украине",— соглашается госпожа Кузьменко.

В нынешней ситуации возможности Кабмина дополнительно ограничены низкими рейтингами страны и неясными перспективами экономического роста. "Дисбалансы в системе бюджетирования делают проблемы неспособности государства выполнить свои инвестиционные обязательства хроническими. Девальвация гривны способна резко увеличить объем обязательств государственного партнера, тем более в нынешних условиях, когда запланированный рост бюджетных доходов выглядит сомнительным",— объяснил Глеб Бялый.






Просмотров: 1211
Другие новости