Детективи Бюро економічної безпеки (БЕБ) проводять розслідування за фактом ухилення від сплати понад 1 млрд грн податків
Европа обещает профинансировать модернизацию украинской ГТС, но денег не дает
Европейские структуры готовы финансировать модернизацию украинской газотранспортной системы (ГТС), заявил на прошлой неделе член Европейской комиссии по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер в ходе встречи с премьер-министром Украины Николаем Азаровым в Киеве, пишет “Капитал”.
“Мы много дискутировали с нашими партнерами из Европейского инвестиционного банка, ЕБРР и МВФ касательно условий предоставления кредитов. Мы хотим финансировать модернизацию украинской ГТС”, — приводит слова Оттингера пресс-служба Кабинета министров.
Европейские институции уже не впервые заявляют о готовности выделить Украине средства на эти цели. Однако они не готовы расставаться с деньгами безоглядно. Официальный представитель еврокомиссара Эттингера Марлен Холзнер озвучила условия, при которых возможно получение Украиной европейских кредитов:
“Выделение займов для модернизации украинской газотранспортной системы со стороны международных финансовых институций зависит от готовности Киева внедрять согласованные с ЕС реформы в газовом секторе”.
Марлен Холзнер пояснила, что если речь пойдет о создании консорциума по управлению украинской ГТС, Еврокомиссия готова оказать помощь, но для этого нужны гарантии соблюдения международного законодательства, в частности положений Европейского энергетического сообщества.
“Еврокомиссия убеждена, что глубокие структурные реформы расширят экономические и финансовые возможности украинской энергетической отрасли, обеспечат привлечение в нее необходимых инвестиций, а следовательно, будут содействовать развитию внутренних энергетических ресурсов”, — говорится в сообщении представителя еврокомиссара по вопросам энергетики.
Разговоры об участии европейского капитала в модернизации украинской ГТС ведутся уже давно, говорит директор энергетических программ центра “Номос” Михаил Гончар, но пока что этот диалог можно сравнить с известным литературным спором “Утром — деньги, вечером — стулья”:
“Европейские банки и Мировой банк уже подтверждали готовность выделить финансовый ресурс на очень благоприятных условиях, но для этого украинская сторона должна выполнить ряд условий. Однако последняя вместо конкретных действий говорит о необходимости выделить деньги, но не проводит реформы”.
В первую очередь, по словам Гончара, речь идет о реформировании оператора украинской газотранспортной системы компании “Укртрансгаз” и предоставлении ей финансовой самостоятельности: “Ведь эта компания эксплуатирует ГТС и должна будет возвращать кредиты, привлеченные на ее модернизацию”.
Эксперт пояснил, что в нынешних реалиях “Укртрансгаз” получает средства за транзит газа, но не распоряжается этими средствами — они уходят “Нафтогазу України”. “Европейским же банкам нужно четко увидеть, кто и как будет возвращать им деньги”, — утверждает Михаил Гончар.
Проект модернизации украинской ГТС состоит из 8 отдельных проектов, среди которых замена части линейных газопроводов, модернизация трубокомпрессорных агрегатов, установка новых оптико-волоконных линий связи, модернизация газоизмерительных станций.
По словам Михаила Гончара, во время подписания 23 марта 2009 г. брюссельской декларации о модернизации украинской ГТС этот проект оценивался в $ 3,2 млрд, теперь же его стоимость выросла до $ 5,3 млрд.
При этом самыми дорогими сегментами проекта являются замена линейной части трубопроводов — $ 2 млрд, замена компрессорных станций — $ 2,78 млрд, в то время как стоимость модернизации подземных хранилищ газа оценивается в $ 455 млн, модернизации газоизмерительных станций — в $ 63 млн.
Однако из всего перечня необходимых действий по поддержанию ГТС на сегодня удалось начать реализацию лишь одного проекта. В конце 2012 г. “Укртрансгаз” и Deutsche Bank подписали соглашение об открытии кредитной линии в размере € 53,57 млн, которая будет использована для модернизации компрессорной станции “Бар” газопровода “Союз”.
Украинский парламент в октябре прошлого года разрешил Кабмину предоставить госгарантии на 560 млн грн по проекту модернизации этой станции в рамках договоренностей с немецкой компанией Ferrostaаl Industrieanlagen. Немецкая сторона профинансирует 85 % стоимости проекта за счет кредита Deutsche Bank, 15 % вложит Украина.
Пропускная способность украинской ГТС в страны Европы составляет 142,5 млрд куб. м, однако она загружена далеко не полностью — российский “Газпром” постепенно сокращает объемы транзита газа через Украину. В 2012 г. транзит сократился на 19 % по сравнению с 2011 г. — до 84,3 млрд куб. м.
Параллельно Европа активно развивает альтернативные источники обеспечения газом, в частности за счет поставок сжиженного газа. Однако Михаил Гончар считает, что даже в этих условиях украинская ГТС остается привлекательной для европейцев, заинтересованных в сохранении источника, из которого они сегодня получают четверть потребляемого газа.
“Даже если ситуация на рынке меняется и транзит газа снижается, у ГТС появляется новая функция — внутренняя работа. Поскольку в Украину пришли крупные международные компании, добыча газа в стране может увеличиться”, — пояснил эксперт.
Об этом же говорила и Марлен Холзнер, по словам которой увеличение Украиной собственной добычи углеводородов, в частности из сланцевых месторождений, открывает возможности для привлечения долгосрочных инвестиций.
По материалам: Укррудпром