Компании

все компании

Сделано на экспорт

3 жовтня 2013 року, 17:16
В 2012 году машиностроительные компании сумели сохранить темпы производства. Дальнейшее будущее отрасли почти полностью будет зависеть от конъюнктуры экспорта

На долю общего машиностроения приходится около 8% валового внутреннего продукта Украины. Это автомобильное, транспортное, тяжелое машиностроение, станкоинструментальная промышленность и электротехника.

С начала нулевых украинское машиностроение развивалось стабильно высокими темпами с позитивной динамикой. Самые большие объемы производства товарной продукции были зафиксированы в 2008 году — почти 64 млрд. грн. Экспорт машиностроительной продукции составлял 27 млрд. грн. Кризис негативно отразился на отрасли — в 2009-м объемы производства снизились на 58%. Особенно это коснулось автомобилестроения, тяжелого и транспортного машиностроения, удельный вес которых — наибольший в структуре продукции отрасли. Но уже к началу прошлого года отрасль продемонстрировала хоть и небольшой, но все-таки рост.

70,3 млрд.грн составила выручка крупнейших предприятий машиностроения в 2012 году.

Эксперты отмечают достаточно высокую конкурентоспособность продукции, производимой украинскими машиностроителями. Особенно высокую динамику развития показывает транспортный сектор: +280% по отношению к 2011 году. Не в последнюю очередь благодаря техническому перевооружению транспортного машиностроения. Аналогично поступают и предприятия тяжелого машиностроения — НКМЗ, СКМЗ, «Азовмаш», где на техперевооружение направляются крупные собственные инвестиции.

Если посмотреть статистику инвестиций, то в машиностроительной отрасли капитальные вложения росли на 10-20% в год. Если в 2010-м эта сумма составляла 4,4 млрд. грн., то в 2011-м — уже 5,9 млрд. грн. (+20%), а в прошлом году суммарные инвестиции в развитие отечественного машиностроения составили 6,8 млрд. грн. (+11%). Впрочем, это немного: к примеру, по программе развития машиностроения только госинвестиции в развитие отрасли должны были составить 18 млрд. грн., которые предприятия отрасли так и не получили.

Среди ключевых игроков наблюдалась следующая динамика: выросла реализация в авиастроении и энергетическом машиностроении: «Мотор Сич» продемонстрировал рост на 22,9%, ГП «Антонов» — на 2,8%, «Запорожтрансформатор» — на 21%, Сумское НПО им. Фрунзе — на 19%, «Зоря»-«Машпроект» — на 12%. В секторе машиностроения для горнодобывающей и металлургической промышленности динамика была смешанной: например, Новокраматорский машзавод снизил реализацию на 16,5%, а холдинг «Горные машины» увеличил выручку на 36,6%.

У вагоностроителей результаты также были разнонаправленными: Крюковский ВСЗ увеличил реализацию на 17,3%, Лугансктепловоз — на 15%, «Азовмаш» — сохранил на уровне прошлого года, а Стахановский ВСЗ и «Днепровагонмаш» снизили выручку на 14%. Крупнейший производитель бытовой техники группа «НОРД» о результатах за 2012 год не сообщала, но производство такой техники в Украине в целом выросло на 0,9%. В автомобилестроении наблюдался спад: ЗАЗ снизил доход на 7%, а «Богдан Моторс» — на 15%.

В целом производство машиностроительной продукции в натуральном выражении в 2012 году снизилось на 3,3%. Но с учетом роста цен на эту продукцию реализация в целом по отрасли выросла на 2,8%.

Окно в мир

Отдельно стоит отметить увеличение в 2012 году экспорта машинотехнической продукции — на 5,2% машин и оборудования и на 25,4% — транспортных средств. Причем произошло это на фоне роста экспорта в целом лишь на 1,9% год к году. В целом машин, оборудования и механизмов Украина экспортировала на $6,4 млрд., а импортировала на $12 млрд. Другими словами, по машинам, оборудованию и транспортным средствам отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Украины составило $7,2 млрд.

Самые высокие экспортные показатели у вагоностроения — 80% и авиастроения (91% у «Мотор Сич» и практически вся продукция ГП «Антонов»). В автомобилестроении объем экспорта снизился с 40% в 2011 году до 30% в 2012-м из-за введения утилизационного сбора в России. Напротив, спрос на продукцию «Мотор Сичи», по прогнозу предприятия, увеличится, причем преимущественно за счет России, куда, наряду с Китаем и Индией, в основном поставляются запорожские двигатели. Сумское НПО им. Фрунзе является одним из двух крупнейших поставщиков «Газпрома» с долей в закупках последнего на уровне 15-40%. «Зоря»-«Машпроект» поставляет продукцию в Россию и Китай, включая такие стратегические образцы, как двигатели для военных кораблей. Предприятие полностью загружено заказами на 2013 год. «Запорожтрансформатор» 76% продукции отгружает на экспорт — продукция предприятия котируется в СНГ и ряде азиатских стран, при этом активно развивается южноамериканское направление. Среди крупнейших производителей машиностроительной продукции выделяется холдинг «Горные машины», объединяющий машиностроительные активы группы «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ, Донецк), который только 17% продукции направляет на экспорт. Однако и он планирует увеличить этот показатель до 25% в 2013 году и до 40% к 2016-му.

Успешно ведет свой бизнес и харьковский «Турбо­атом» — производитель турбин для электростанций, который, вероятно, в декабре текущего года «уйдет с молотка». Претендовать на предприятие скорее всего будут российские компании. И неудивительно, ведь это выгодный актив. В 2006 году выручка «Турбоатома» составила 300 млн. грн., а к 2011 году выросла до 1,3 млрд. грн. «За последние годы мы не проиграли ни одного тендера благодаря очень конкурентному соотношению цена-качество. Это позволяет экспортировать до 75% нашей продукции», — говорит генеральный директор «Турбо­атома» Виктор Суботин. В то же время у компании достаточно много конкурентов с мировым весом, таких как Alstom и Siemens, «Силовые машины» или Шанхайский турбинный завод. Что, тем не менее, не мешает компании успешно обходить их за счет конкурентных цен.

 К началу прошлого года отрасльпродемонстрировала хоть и небольшой, 

 но все-таки рост

Экспортный потенциал украинских машиностроителей связан с историческим влиянием в регионе СНГ, в частности в вагоностроении, где половина производственных мощностей СССР была размещена в Украине, а самый большой спрос был в России. К таким же историческим связям можно отнести торговые отношения СМНПО им. Фрунзе, «Запорожтрансформатора», «Мотор Сичи», НКМЗ, «Зори»-«Машпроекта» и ГП «Антонов» со своими заказчиками в странах СНГ. «Спрос на эту продукцию остается стабильным в странах Содружества, постепенно открываются новые рынки, такие как Индия, Китай, ЕС, страны Латинской Америки. Главным образом там покупают продукцию энергетического машиностроения (турбины, компрессоры, генераторы, трансформаторы), авиадвигатели, космическую и военную технику, вагоны и кабельную продукцию», — говорит руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий. Добавляя, что из этого правила существуют как минимум два исключения: плохой спрос на продукцию автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. По мнению Паращия, по причине низкого качества продукции. 

А вот «Горные машины» решили «далеко не ходить» и подписали с вертикально интегрированным энергохолдингом ДТЭК (оба входят в СКМ Рината Ахметова) соглашение о стратегическом альянсе, предусматривающее гарантированные объемы закупки горного оборудования и формульную систему ценообразования на него. «Горные машины» берут на себя ряд обязательств, которые не предусмотрены обычными контрактами, например поставку оборудования в более сжатые сроки. В свою очередь, группа получает определенную долю в закупках ДТЭК и формульное ценообразование», — объясняет гендиректор «Горных машин» Евгений Ромащин.

Риски машиностроителей

Несмотря на обнадеживающие результаты 2012-го, по итогам пяти месяцев 2013 года падение в производстве машиностроительной продукции составило 14%. Наибольший спад наблюдается в производстве оборудования энергетического направления — 37,7%, особенно в части электрораспределительной и контрольной техники (-54,6%) по причине снижения экспорта данной продукции. На 57,4% из-за проблем с Россией упало автомобилестроение и на 33,2% — вагоностроение, даже с учетом локомотивов. Однако ситуация может исправиться благодаря крупным сделкам, например таким, как поставка энергооборудования «Зорей»-«Машпроектом» Китайской национальной морской нефтяной корпорации. Или тому факту, что с приходом нового менеджмента многие предприятия отрасли заметно нарастили пакет заказов: например ГП «Электротяжмаш» рассчитывает получить в этом году выручку в 2 млрд. грн., за год нарастив сумму заключенных контрактов более чем втрое. Кроме того, на отечественном автомобилестроении должно позитивно отразиться повышение пошлин на импорт и введение утилизационного сбора, от которого освобождены отечественные авто.

Алексей Андрейченко, старший аналитик ИК «АРТ Капитал», считает, что основной риск для машиностроительной отрасли заключается в снижении спроса со стороны основного внешнеэкономического партнера в этом секторе — России. «В условиях стагнации российской экономики возможно снижение закупок вагонов, локомотивов, самолетов, судов, автомобилей, двигателей, металлургического и горнодобывающего оборудования», — отмечает он. Также, по его мнению, важны перспективы спроса на украинскую машиностроительную продукцию в Европе и в Азии. Причем в последнем случае одним из ключевых факторов будет темп роста китайской экономики, ведь с этим показателем так или иначе связаны многие заказы в металлургической и добывающей отраслях, а также в двигателестроении и производстве трансформаторов.

Перспективные возможности связаны и с увеличением поставок украинской продукции в Южную Америку, где активно продвигается продукция энергетического машиностроения и авиастроения. Поддержка — в основном в виде госзаказа — также декларируется для производителей самолетов, пассажирских поездов, электровозов, автобусов и троллейбусов, сельхозтехники. «Возможности украинского правительства по обеспечению локального спроса на эти виды продукции пока трудно определить из-за неопределенности с бюджетом на 2013 год, который был основан на завышенных показателях роста ВВП», — говорит Андрейченко, добавляя, что пока инициативы правительства остаются декларативными. По его мнению, рост спроса без использования бюджетных средств можно ожидать разве что в энергогенерации, где проводятся программы модернизации производственных мощностей, в сфере добычи угля и в портовом хозяйстве.

Руководитель департамента риск-менеджмента МЮФ Integrites (юруслуги, консалтинг) Евгений Тимошенко отмечает, что, с одной стороны, машиностроение является одним из тех секторов, который по украинским меркам производит наиболее высокую добавленную стоимость, с другой — является существенным потребителем других важных отраслей экономики: добычи полезных ископаемых, металлургии, транспортной отрасли. Одновременно он выделяет такие угрозы, как старение кадров, технологическое отставание по ряду позиций, дороговизну энергоносителей и конкуренцию со стороны стран с дешевой рабочей силой. «Многие вопросы помогло бы решить точечное стимулирование перспективных направлений и отдельных предприятий: в виде льгот, беспроцентных кредитов, экспортного финансирования», — считает Тимошенко.

По экспертным оценкам, для успешного развития отрасли ей необходимо уделять повышенное внимание, чтобы вывести с нынешнего уровня 10-12% на уровень 20-25% ВВП, как в развитых странах. Например, Китай, у которого сейчас на долю машиностроения приходится около 15% ВВП, в 2013-2015 годах планирует увеличить инвестиции в исследования и разработки более чем вдвое. Предполагается, что эти затраты к 2015 году составят 2% ВВП Китая (более 210 млрд. евро), причем до 80% этой суммы придется именно на машиностроение — в планах Пекина не только уменьшить зависимость от импорта, но и нарастить экспорт. К примеру, КНР, и так являющаяся крупнейшим в мире производителем станков, по госпрограмме развития станкостроительного экспорта планирует увеличить его объем до $4 млрд. к 2015 году — это в восемь раз больше, чем в 2010-м.

Пока даже без господдержки отечественное машиностроение продолжает «держать марку» и оставаться одним из двигателей украинской экономики. Однако отсутствие средств на модернизацию и проблемы с экспортом на традиционных рынках не дают сектору развиваться в полную мощность.

 

 

 Производство оборудования

Чистый доход

Чистая прибыль

Текущие обязательства

Коэффициент общей ликвидности

2012, млн. грн.

2012, рост, %

2012, млн. грн.

2011, млн. грн.

2012,
млн. грн.

2012, рост, %

1

Запорожтрансформатор

3948

9,95

947

913

2854

14,24

0,75

2

Сумское машиностроительное НПО им. Н.В. Фрунзе

3249

18,71

239

0

2604

31,15

1,32

3

Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект»

2979

12,31

89

175

2867

18,36

1,34

4

Новокраматорский машиностроительный з-д

2373

-13,87

77

171

719

56,11

3,83

5

Электротяжмаш

1451

34,01

50

38

846

39,43

1,33

6

Турбоатом

1297

2,29

309

427

1587

96,02

1,68

7

Энергомашспецсталь

1205

-7,18

1

32

1006

53,87

0,86

8

Джейбил Сьоркит Юкрейн Лимитед

1103

14,24

16

30

228

4,18

1,01

9

Сумской з-д насосного и энергетического машиностроения «Насосэнергомаш»

990

-3,16

69

94

552

-23,81

1,03

10

 Южкабель

950

-12,91

37

79

75

-29,34

4,10

 

 

 

 Строительство и ремонт подвижного состава для ж/д

Чистый доход

Чистая прибыль

Текущие обязательства

Коэффициент общей ликвидности

2012,
млн. грн.

2012, рост, %

2012,
млн. грн.

2011,
млн. грн.

2012,
млн. грн.

2012, рост, %

1

Азовмаш

10 256

-0,21

-47

702

3610

-11,82

0,55

2

Крюковский вагоностроительный з-д

7216

15,71

782

639

859

42,24

3,51

3

Промышленная комплектация

4211

-33,00

1862

2283

233

-41,12

0,88

4

Азовэлектросталь

4064

23,56

799

623

2263

-3,87

0,82

5

Днепровагонмаш

3911

-13,43

822

807

339

-44,10

5,02

6

Стахановский вагоностроительный з-д

2940

-15,94

5

160

842

-38,08

1,74

7

Лугансктепловоз

1731

0,41

39

15

848

41,59

0,91

8

Украинский государственный центр по эксплуатации специализированных вагонов

1527

88,05

4

9

180

38,67

2,83

9

Попаснянский вагоноремонтный з-д

1435

-0,90

16

21

440

-39,94

0,81

10

 Полтавхиммаш

1273

70,49

125

93

97

91,82

2,48

 

 

 

 Аэрокосмическая промышленность

Чистый доход

Чистая прибыль

Текущие обязательства

Коэффициент общей ликвидности

2012,
млн. грн.

2012, рост, %

2012,
млн. грн.

2011,
млн. грн.

2012,
млн. грн.

2012, рост, %

1

Мотор Сич

7928

36,87

1619

1344

2581

5,54

2,72

2

Антонов

3221

2,89

39

193

1025

-23,11

3,81

3

Южный машиностроительный з-д им. О. М. Макарова *

888

-34,86

-32

4

2432

-12,05

1,03

4

З-д 410 ЦА

583

60,99

1

-90

393

-10,09

0,71

5

Харьковский машиностроительный з-д ФЕД

453

2,35

34

20

100

41,16

2,07




По материалам: Инвестгазета





Просмотров: 1429
Другие новости