Компании

все компании

Нил Маккиннон: Бернанке намекает на смягчение

17 липня 2013 року, 11:50
Нил Маккиннон: Бернанке намекает на смягчение Наблюдение за ФРС всегда было своего рода искусством ― экономисты и инвесторы следили за каждым словом и жестом в надежде увидеть в них какой-либо намек на то, какими будут дальнейшие действия регулятора в области монетарной политики. С тех пор как председателем ФРС является Бен Бернанке, понять, каким будет следующий шаг, стало еще труднее. В определенной степени в этом виноват и сам Бернанке ― по сигналам, которые он подает, никогда до конца неясно, выступает он за смягчение или за ужесточение. Качество его коммуникаций с рынком оставляет желать лучшего; полагаем, что он даже рискует потерять доверие и спровоцировать дестабилизацию на финансовых рынках, учитывая ту высокую волатильность, которой рынки отвечают на его комментарии.

Мы видим такое развитие событий начиная с апреля, когда протокол заседания Комитета по операциям на открытом рынке США (FOMC) показал, что члены ФРС начали задумываться о плюсах и минусах продолжения программы количественного смягчения. В декабре прошлого года ФРС представила свои целевые показатели, согласно которым ставка по федеральным фондам была поставлена в зависимость от пороговых значений безработицы и инфляции. Это было сделано в дополнение к покупкам казначейских и ипотечных облигаций на сумму 85 млрд долл. ежемесячно.

Теперь все больше членов FOMC опасаются того, что количественное смягчение могло привести к дестабилизации на финансовых рынках и способствовать более рискованному поведению инвесторов. Это, в свою очередь, могло вызывать дисбалансы и, как решил Федеральный резервный совет на своем заседании 17 мая, создавать риск возникновения пузырей на кредитных рынках и рынках акций. Принимая во внимание, что количественное смягчение, по сути, представляет собой обмен активами, в результате которого чистый объем финансовых активов частного сектора остается неизменным (хотя внутри этого объема и прослеживается изменение пропорции между облигациями и денежными средствами), какое-либо позитивное влияние на реальную экономику зависит от эффекта богатства, возникающего за счет растущих цен на активы и транслирующегося в увеличение расходов частного сектора. Подтверждений этому мало ― американская экономика после окончания прошлой рецессии в 2009-м росла не более чем на 2% в год.


По итогам заседания Комитета по операциям на открытом рынке 19 июня Бен Бернанке в своем брифинге для прессы, похоже, несколько «снизил планку»: говоря о постепенном сокращении объемов ежемесячных покупок облигаций, он неожиданно объявил о новом пороговом показателе уровня безработицы ― 7% (текущий уровень составляет 7,5%). Это дало рынку еще больше оснований надеяться, что на заседании комитета 17―18 сентября будет принято решение сократить объемы закупок облигаций. Кроме того, рынок сдвинул свои ожидания относительно сроков первого повышения ставок фондирования ФРС на вторую половину 2014 года. Комментарии Бернанке немедленно привели к росту активности в сегменте carry trade, где количественное смягчение стимулирует открытие длинных позиций по рискованным активам. Индекс S&P500 упал на 5―10%, доходность по 10-летним казначейским облигациям США выросла на 100 б.п., а облигации и валюты развивающихся рынков упали на фоне укрепления доллара. Жесткая монетарная политика в США заставила ЕЦБ впервые в истории ввести в свои заявления по результатам заседаний опережающий прогноз, а в отношении процентных ставок принять ультрамягкую политику.

Прошлой ночью были опубликованы протоколы заседания Комитета по операциям на открытом рынке, но в этих текстах не проглядывается никакого консенсуса внутри ФРС в отношении того, когда будут сокращены объемы ежемесячных закупок облигаций. А вот важность улучшений на американском рынке труда и зависимость решений ФРС от экономических данных прослеживается четко. Картину несколько проясняет комментарий к экономическим прогнозам FOMC, опубликованный одновременно с протоколом заседания. В нем отмечается, что примерно половина участников заседания считают целесообразным завершить выкуп активов ближе к концу текущего года.

Вскоре после этого Бернанке выступил на конференции, посвященной столетию создания Федеральной резервной системы. Текст его доклада обязателен к прочтению для тех, кто следит за действиями ФРС, и для всех интересующихся историей американской монетарной политики. В своем выступлении Бернанке сделал ряд заслуживающих внимания комментариев, касающихся текущей политики регулятора и взгляда ФРС на финансовую ситуацию. Ключевым заявлением стала фраза о том, что если центральный банк преследует цель улучшения макроэкономических показателей, он должен принимать во внимание риски для финансовой стабильности. Бернанке также отметил, что в настоящее время ФРС считает свои обязанности по поддержанию финансовой стабильности столь же важными, как и обязанности по формированию и реализации монетарной политики. По его словам, ФРС «сделала полный круг», вернувшись к тем задачам, которые изначально ставились перед центральным банком, ― предотвращать возникновение паники на финансовых рынках.

Учитывая слова о важности поддержания финансовой стабильности, можно было бы предположить, что речь идет об определенном повороте в сторону более жесткой политики. Но нет. В ходе традиционной пресс-конференции, которая с каждым разом все больше превращается в трибуну для наиболее громких заявлений председателя ФРС, Бернанке заявил, что «стимулирующая монетарная политика ― это как раз то, в чем американская экономика будет нуждаться в обозримом будущем». Доллар сразу отреагировал на это заявление заметным ослаблением, а поскольку оно прозвучало уже после закрытия американского рынка акций, азиатские индексы откликнулись на него активным ростом (как и европейские сегодня утром). Доходность 10-летних американских казначейских обязательств также снизилась.

Действительно ли финансовая стабильность так важна? Может быть, вопрос только в снижении уровня безработицы в США? Или Бернанке испугался негативной реакции рынка на предыдущее заявление FOMC, после заседания 19 июня? Или он просто хочет, чтобы доллар стал слабее, потому что с недавних пор заявления ЕЦБ приобрели более мягкий характер?

По материалам: РБК-Daily





Просмотров: 1251
Другие новости