Компании

все компании

Сергей Стовба: Все будет зависеть от удачи при бурении первых скважин

14 травня 2013 року, 08:35
В конце апреля глава Минэнерго Эдуард Ставицкий заявил на заседании Кабмина, что добыча сланцевого газа в Украине начнется уже в 2015 году, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Все будет зависеть от удачи при бурении первых скважин. Но эту информацию опровергли участники первого проекта в данной сфере — представители компаний Shell и "СПК-Геосервис". О перспективах разработки Юзовского месторождения сланцевого газа корреспонденту "Ъ" ОЛЕГУ ГАВРИШУ рассказал директор по научной работе "СПК-Геосервис" СЕРГЕЙ СТОВБА.

— До сих пор заявлялось, что через пять лет в Украине начнется промышленная добыча сланцевого газа, а уже через десять лет мы станем энергетически независимыми. Но, как выясняется, в ближайшие пять лет пробурят только поисково-разведочные скважины. Это значит, что реализация проекта задерживается?

— Я бы так не сказал. В целом проект реализуется нормально, просто, возможно, у некоторых людей были завышенные ожидания. По соглашению с Shell пять лет длится этап геологоразведки, и мы надеемся, что положительные результаты будут при бурении уже первых скважин. Это будет означать, что мы сразу же сможем перейти к этапу опытно-промышленной эксплуатации и оценке запасов, а затем — к обустройству месторождения, то есть в том числе начать бурить эксплуатационные скважины. Если проект окажется коммерчески интересным, то ввести его в эксплуатацию можно довольно быстро.

— То есть вы не знаете, когда можно будет начать промышленную добычу газа?

— Все будет зависеть от удачи при бурении первых скважин.

— Когда Shell пробурит первые поисково-разведочные скважины?

— Это зависит от многих факторов, но скорее всего не раньше следующего года.

— В Польше пробурили более сотни поисково-разведочных скважин и в итоге пришли к выводу, что сланцевый газ в этой стране нельзя добывать в промышленных масштабах. Вы собираетесь пробурить только 15 и считаете, что этого достаточно?

— В рамках проекта будет пробурено столько скважин, сколько положено по договору. Минимальное количество, которое необходимо,— это 15. Это обязательства, которые взяла на себя Shell. Поймите, такие вопросы быстро не решаются. Если какие-то месторождения будут открыты, то все равно процесс геологоразведочных работ будет продолжаться лет тридцать.

— Сколько стоит пробурить одну поисковую скважину?

— Такие скважины, как бурит Shell, стоят порядка $10 млн. Эксплуатационные, конечно, намного дешевле. А если использовать технологии, которые повышают производительность труда, то бурение может обойтись еще дешевле.

— Почему оценка запасов украинского газа отличалась в несколько раз — от 1,2 трлн до 32 трлн кубометров?

— Это всего лишь экспертные оценки. Кто-то считает, что Днепровско-Донецкая впадина очень богата газом, другие эксперты не так оптимистичны. Но для настоящей оценки нужен комплекс геологоразведочных работ. Их еще никто не проводил.

— Экологи утверждают, что добывать сланцевый газ вредно...

— Добывать уголь намного вреднее. При его добыче выделяется значительное количество попутного газа и шахтного метана. А при сжигании угля в атмосферу попадает множество тяжелых веществ и пыли. Кроме того, при добыче сланцевого газа до сих пор не погиб ни один человек, тогда как при добыче угля гибнут десятки людей ежегодно.

— Природоохранные организации также критикуют проект разработки Юзовского участка за то, что в нем не предусмотрено создание отстойников для воды...

— Shell по договору обязана построить такие отстойники, обеспечить сбор воды, используемой при добыче, и не допустить ее попадания в грунтовые воды. Подрядчик для этих работ будет выбран на открытом тендере.

— А как ваша компания "СПК-Геосервис" будет участвовать в проекте?

— Прежде всего мы надеемся на участие в геологоразведочном процессе. По условиям внутриукраинского тендера, который выиграла наша компания, мы должны обеспечить финансирование всех затрат, которые будут необходимы украинской стороне для разработки месторождений, открытых на этапе геологоразведки. И мы это обеспечим. По некоторым оценкам, украинской стороне нужно будет инвестировать в проект около $5 млрд. И мы их найдем. Сейчас мы не имеем таких средств, но мы найдем их совершенно прозрачным путем. Это позволит Украине контролировать более 50% газа, который в будущем будет добываться в рамках проекта.




Просмотров: 1040
Другие новости