Компании

все компании

Сборка настроений. Работники ЗАЗа требуют возвращения сотрудников и зарплат

27 березня 2013 року, 08:28
Сборка настроений. Работники ЗАЗа требуют возвращения сотрудников и зарплат Сотрудники крупнейшего в Украине автопроизводителя — Запорожского автозавода (ЗАЗ) — вчера пикетировали городской совет, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье Сборка настроений. Они заявляют, что на предприятии уволили почти треть работников, резко снизили зарплаты и начали задерживать их выплату. На ЗАЗе вчера пообещали погасить задолженность по зарплате за январь — остальные требования в условиях кризиса в отрасли компания выполнить не в состоянии. О подобных проблемах говорят также в компаниях "Богдан" и "Еврокар".

Вчера около 300 сотрудников Запорожского автозавода провели митинг у здания Запорожского горсовета. Они потребовали от властей города повлиять на ситуацию на предприятии. "На заводе проходят массовые увольнения: в январе сократили 1,69 тыс. сотрудников из почти 6 тыс., еще 600 человек могут уволить в апреле. Кроме того, нам не выплачивают зарплату за январь — это порядка 3 млн грн",— рассказал один из участников акции, маляр ЗАЗа Антон Витренко. Пикетчики также потребовали вернуть прошлогодний уровень зарплат. Если в 2012 году средняя зарплата на предприятии составляла 4 тыс. грн, то сейчас — только 1 тыс. грн, добавил господин Витренко.

На предприятии признают наличие проблем, но считают, что их масштабы значительно преувеличены. Председатель профкома ЗАЗа Николай Палиенко рассказал, что руководство завода уже пошло на уступки пикетчикам — 2/3 зарплаты за январь предприятие выплатит коллективу двумя частями, в апреле и мае. По его словам, масштабы сокращений намного ниже — в январе было уволено только 242 человека. А средняя зарплата на предприятии выше указанной — более 3 тыс. грн.

В условиях кризиса выполнить остальные требования невозможно, утверждает господин Палиенко. "Мы испытываем трудности со сбытом продукции — это связано с общей неблагоприятной экономической ситуацией в стране, действием утилизационного сбора в России и незащищенностью внутреннего рынка от импортной продукции",— объясняет он. По его словам, сейчас на складах компании скопилось порядка 5 тыс. автомобилей, которые не удается продать. Поэтому с 25 марта по 2 апреля завод не будет выпускать автомобили — план на этот месяц в 1,9 тыс. единиц уже выполнен. Антон Витренко говорит, что трудовой коллектив будет добиваться выполнения остальных требований и намерен провести митинг после возобновления работы предприятия в апреле.

С 25 декабря прошлого года по февраль 2013 года ЗАЗ уже останавливал работу (см. "Ъ" от 23 ноября 2012 года). По данным "Укравтопрома", в феврале ЗАЗ сократил производство автомобилей на 27% в сравнении с аналогичным периодом 2012 года.

Похожие проблемы сейчас испытывают и другие автозаводы. Из-за сложностей со сбытом автомобилей в РФ несколько раз останавливался автозавод корпорации "Богдан", что увеличило ее убыток более чем в 50 раз, до 326 млн грн (см. "Ъ" от 30 января). Пресс-секретарь "Богдана" Сергей Красуля напомнил, что компания с начала года не запускает конвейер. "Мы до последнего времени держали вдвое больший штат, чем нужно для нынешних объемов выпуска продукции. Но с прошлого года стали его сокращать — в январе уволили порядка 150 человек, сейчас работают 700",— говорит председатель набсовета завода "Еврокар" (TM Skoda) Олег Боярин. По его словам, долгов по зарплате у компании нет, но сокращать сотрудников она вынуждена, так как загрузка предприятия составляет всего 13%.

Ситуация для украинских производителей в этом году может улучшиться — с 13 апреля начнет действовать надбавка к пошлине на импорт автомобилей с объемом двигателя 1-1,5 л и 1,5-2,2 л (см. "Ъ" от 15 марта). "Благодаря этой спецпошлине наш завод смог принять производственную программу на 2013 год и возобновит производство в апреле",— говорит Сергей Красуля. По его словам, компания запланировала произвести в этом году 15 тыс. автомобилей, что на 25% больше, чем в прошлом. "Мы планировали сократить порядка 80% персонала в 2013 году, но спецпошлина и договор на поставку комплектующих c АвтоВАЗом и Hyundai позволят сохранить сотрудников",— говорит он. Впрочем, господин Боярин считает эти меры недостаточными: "Мы ждем от государства поддержки, конкретной программы, которая будет стимулировать производство и делать его выгоднее импорта".






Просмотров: 2143
Другие новости