Компании

все компании

Владислав Якубовский: Украина – лидер реализации проектов в рамках Киотского протокола

7 листопада 2012 року, 09:52
Владислав Якубовский: Украина – лидер реализации проектов в рамках Киотского протокола

Эксклюзивное интервью главы Государственного агентства экологических инвестиций Владислава Якубовского агентству "Интерфакс-Украина".

Давайте начнем с общих вопросов. Многих интересует будущее Киотского протокола, стоит ли рассчитывать на второй период его действия? Ваше агентство принимает участие во всех климатических переговорах – расскажите, какая, в целом, ситуация?

Четко высказали позицию об участии во втором периоде Киотского протокола Европейский союз, Украина, Норвегия, Швейцария, Белоруссия, Казахстан и абсолютное большинство развивающихся стран.

В то же время Австралия, Новая Зеландия пока не высказали своей четкой позиции по этому вопросу. А Канада, Россия, Япония и США до сих пор остаются на позиции отказа от киотских обязательств.

Переговоры еще идут – решающий этап будет на переговорах в Дохе (Катар) в конце ноября - начале декабря текущего года.

По вашему мнению, в той конфигурации, которая вырисовывается на сегодня, будет ли система эффективно работать?

На сегодня, это один из самых сложно прогнозируемых вопросов.

Переговоры идут о том, какие количественный обязательства возьмет на себя каждая из стран, и Украина в том числе. Кроме того, Украина выступает за полный перенос неиспользованных квот на второй период действия Киотского протокола, но, пока, не известно, будет ли принято такое решение.

Кроме того, у каждого государства есть свое видение, исходя из того опыта, который был получен в первом периоде Киотского протокола.

Вопросов еще очень много, мы ожидаем продуктивной и, главное, – результативной работы в Дохе.

Какие механизмы Украина поддерживает и хотела бы видеть во втором периоде?

Есть два механизма, которые мы не просто поддерживаем, но и принимаем в них активное участие – это, торговля квотами и, в рамках этого механизма, - схема "зеленых инвестиций", и проекты совместного внедрения (ПСО). Их внедрение стало очень эффективным для Украины.

Решение каких острых вопросов является принципиальными для Украины? Вопрос переноса неиспользованных квот?

Для нас есть четыре важных вопроса.

Первый – это продолжение работы в рамках реализации гибких механизмов (торговля квотами (схема "зеленых инвестиций") и ПСО) Киотского протокола.

Второй – обеспечение полного переноса неиспользованных квот с первого на второй период действия обязательств Киотского протокола (в соответствии с положениями его пар. 13, ст. 3).

Третий – определение количественных обязательств, которые возьмет на себя Украина во втором периоде Киотского протокола.

И, естественно, сохранение статуса Украины как страны, с переходной экономикой.

Какие страны выступают с противоположным мнением, находятся в оппозиции к Украине?

Стран, которые находились бы в оппозиции к Украине, нет. Существует группа островных государств, которые имеют свои интересы и свои претензии в целом. Однако, они не заявляют о том, что Украина что-то делает неправильно, у них нет претензий к Украине. У них есть вопросы, которые касаются непосредственно их внутренней проблематики, которую они хотят решить за счет других стран в рамках Киотского протокола.

Мы их позицию уважаем, но, любое их заявления традиционно начинаются словами: "Мы больше всех ощущаем последствия изменения климата, наши территории поглощаются океаном, наши страны больше всех страдают и все по причине того, что ведущими эмитерами не достаточно сокращаются выбросы углекислого газа, поэтому все должны взять на себя большие количественные обязательства!" – а заканчиваются тем, что "Нам нужен доступ к большему количеству денег, чтобы продолжать развитие наших стран". Здесь есть определенная манипуляция обстоятельствами, согласитесь.

Есть все-таки видение того, что может быть принято в Дохе?

Это переговорный процесс и прогноз трудно делать, поскольку мы слышали очень много разных позиций других стран, которые остались не до конца согласованными после последних переговоров.

Переговоры продолжаются, позиция Украины находится сейчас на согласовании в центральных органах исполнительной власти для того чтобы максимально учесть в ней прогнозные показатели социально-экономического развития страны. Поэтому, пока, я не стал бы что-либо прогнозировать. Но Украина, будет четко отстаивать свои позиции.

Эксперты отмечают, что Украина до сих пор четко не сформулировала свою позицию, в частности, по объемам сокращения выбросов. Так ли это?

Украина заявляла ранее и заявляет сейчас о готовности взять обязательства относительно сокращения выбросов СО2 на 20% до 2020 года по сравнению с уровнем 1990 года.

Сложность заключается в том, что каждая Сторона рассчитывает траекторию снижения уровня выбросов СО2 исходя из наиболее комфортных для экономики страны показателей. При этом мы должны четко для себя понимать, что, не смотря на глобальный характер данного вопроса, при принятии таких решений, мы должны руководиться национальными интересами. Важно учитывать все факторы, которые влияют на развитие и рост экономики Украины.

Может ли сложиться ситуация, при которой во втором периоде страны ЕС просто закроют свой рынок и будут торговать квотами лишь между собой? Планирует ли Украина развивать внутренний рынок торговли квотами на выбросы?

Существуют разные инициативы внутри Европы, и Еврокомиссия, и Европарламент могут принять любое решение – кого допускать на их рынок, а кого нет. Одно могу сказать – мы готовы очень четко и гибко реагировать на любое их решение.

Мы, со своей стороны, приступаем к формированию внутреннего углеродного рынка. На сегодня, у нас готовится проект закона о создании внутреннего рынка в Украине, мы этому вопросу уделяем очень много внимания. Этот рынок должен быть гибким, способным линковаться как с рынком ЕС, так и с рынками других стран. После формирования нового состава парламента, мы будем инициировать внесение такого законопроекта на рассмотрение Верховной Рады Украины.

Ранее Украина получила грант на разработку технического задания (ТЗ) по внедрению углеродного рынка внутри страны. Как ситуация с использованием этих средств?

Не совсем корректно говорить, что Украина получила грант. Украина получила право разработать предложение по созданию рынка, на которое Мировым банком может быть выделено определенное финансирование. Мы в этой программе принимаем очень активное участие. На сегодняшний день Украина очень близка к подписанию соглашения о выделении $315 тыс. на разработку предложения о создании рынка. Только после того, как такое предложение будет подготовлено и одобрено Мировым банком – Украина сможет претендовать на получение $3 млн, которые предусмотрены для реализации этой программы.

 

А с разработкой ТЗ есть какие-то сложности? Насколько мне известно, к этому приступили более года назад. Сколько еще времени понадобиться на разработку?

На сколько мне известно, у Мирового банка есть определенные процедуры согласования и на сегодняшний день они на стадии завершения, поэтому подписания договора между Министерством экономики и Мировым банком можно ожидать в кратчайшие сроки, возможно даже до конца октября текущего года.

Что касается, так называемого "углеродного протекционизма". Некоторые ограничения для украинских авиакомпаний со стороны ЕС уже введены, могут быть введены и в других секторах. Готова ли Украина к этому?

Что касается авиаперевозок – мы провели очень много совещаний, где неоднократно обсуждали позицию Украины в данном вопросе. Это очень серьезный вопрос и он, на сегодня, касается не только авиации, но и многих других транспортных и инфраструктурных отраслей. Действительно так получается, что наши авиаперевозчики должны платить деньги за выбросы, которые они производят в процессе международных перелетов и, которые ранее не учитывались в финансовой деятельности авиакомпаний. Это ведет к определенным финансовым расходам и необходимости закладывать дополнительные средства во все существующие расчеты.

Создана рабочая группа совместно с Мининфраструктуры Украины и многими другими ведомственными структурами, а также с представителями всех заинтересованных авиаперевозчиков, которая отрабатывает эти вопросы и готовит позицию Украины по данному вопросу.

 

Какова на сегодня ситуация с проектами совместного осуществления?

Заинтересованность украинского бизнеса в реализации таких проектов очень велика. Госэкоинвестагентством, только с 1 января 2012 года было выпущено в оборот и переведено в интересах собственников проектов на 106,3 млн единиц сокращения выбросов по итогам верификации 87 проектов. Это повышение энергоэффективности в машиностроении и металлургической промышленности, реконструкция систем тепло и водоснабжения, разбор породных отвалов угольных шахт, уменьшения утечек метана в системах газоснабжения. В 2012 году сгенерировано больше единиц, чем за предыдущие три года вместе взятые.

Не раз приходилось слышать о задержках в рассмотрении проектов со стороны агентства. Чем это обусловлено?

В агентстве, на сегодня, находится около 500 проектов на рассмотрении. Такую активность можно объяснить только желанием бизнеса зарегистрировать проекты до конца 2012 года – поскольку заканчивается первый период Киотского протокола.

Все четыре этапа рассмотрения проектов строго регламентированы и требуют большого внимания, агентство несет ответственность за те единицы, которые будут перечислены.

Следует отметить, что некоторые проекты подаются, мягко говоря в сыром виде – встречаются ошибки в расчетах, документы не всегда оформлены правильно и не всегда укомплектованы. Специалисты агентства, фактически, дорабатывают проекты.

Для качественной отработки всего массива документов и проверки информации требуется время. У нас, в регламенте записано, что это должно быть сделано за 30 дней. Но если взять другие страны, то эти сроки достигают 90 дней.

Я думаю, что когда устанавливались эти сроки, никто не ожидал такого количества проектов. На сегодня, мы вносим изменения в соответствующее постановление Кабинета Министров Украины с тем, чтобы сроки увеличить, потому что нагрузка очень большая.

Каковы позиции Украины на международном рынке в вопросе реализации ПСО?

На сегодня в Украине в активной стадии, то есть на стадии генерации сокращения выбросов, уже находится 123 проекта. А по этому показателю страна является лидером. Украина также является мировым лидером по количеству проектов утвержденных, как по национальной (149), так и по международной процедуре (27). То есть, порядка 50% мирового рынка составляют единицы, которые были введены в оборот именно по украинским ПСО.

Стоимость единиц сокращения на мировом рынке существенно упала, не снизит ли это привлекательность реализации ПСО?

Мы не ощутили падение мотиваций у инвесторов – количество проектов с каждым днем все больше и больше. Как только люди видят, что через ПСО им возвращаются деньги, которые они вложили в модернизацию – они начинают больше делать и больше вкладывать.

Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с проектами, реализующимися по схеме "зеленых инвестиций"? Достигнута ли договоренность с Японией о продлении срока использования полученных ранее средств?

На сегодня, согласованы со всеми контрагентами японской стороны 545 проектов на сумму 1 млрд 944 млн грн. Эти проекты реализуются в 24 регионах страны. Совершенно недавно имел возможность с японскими контрагентами объехать и посмотреть собственными глазами на процесс реализации этих проектов в пяти регионах Украины. Конечно же, как и на любом большом строительстве, вопросов всегда много. С целью оперативного решения всех вопросов, по поручению премьер-министра Николая Азарова создана рабочая группа, куда вошли заместители глав ОГА, отвечающие за строительство в области. Все возникающие вопросы решаются в рамках деятельности этой рабочей группы.

Не будет ли претензий у японской стороны по поводу сроков выполнения проектов, все ли согласованно?

Есть проекты, которые согласованы в июне, в апреле, в октябре. Каждый проект имеет свою четкую стадию реализации. На выполнение проекта необходимо от 90 до 120 дней, в зависимости от параметров здания и погодных условий. Завершения основной части проектов мы ожидаем в конце ноября.

Представители японских контрагентов, принимающие участие осмотре объектов, были поражены тем, какими темпами выполняются работы. Они очень хорошо знают и понимают, насколько это большие объемы для таких сжатых сроков. Японцы были очень удовлетворены тем, что они увидели.

 

Какого эффекта стоит ожидать от реализации этих 545 проектов? Сколько топлива Украина сможет сэкономить?

На каждом объекте социальной инфраструктуры, на котором, мы проводим тепловую санацию, сокращение потребления энергоносителей составляет, минимум, 30%. По некоторым проектам, это значение достигает 50%.

Устанавливаются новые окна, утепляются фасады, ремонтируются крыши. При этом достигается не только сокращение выбросов СО2, но, и значительный социальный эффект. Можете представить себе, что в глухих селах появляются новые дома. Ведь никто не ожидал, что такими домами станут школы, социальные учреждения. Люди очень довольны, благодарны.

Что касается тепловой санации – особых претензий слышать не приходилось. Однако есть еще проект реконструкции мусоросжигательного завода "Энергия", которую также планируется провести за японские деньги. Экологи выступают против него – завод находится в черте Киева и будет отравлять воздух столицы.

Для того чтобы рассматривать проект – нужно чтобы он элементарно был разработан. На сегодня, город Киев проект модернизации завода "Энергия" еще не передал в Агентство. Мы проект еще не видели, поэтому очень трудно что либо о нем говорить и уж тем более оценивать его экологические факторы и соответствие основным требованиям законодательства к проектам. Главное условие ведь – это сокращение выбросов парниковых газов.

Предварительно, мы обсуждали вероятность реализации подобного проекта с японской стороной. Но все мы понимаем, для того, чтобы общение закончилось каким либо результатом, нужен готовый проект.

 

Еще один вопрос – по поводу гибридных автомобилей для милиции, которые будут поставлены также в рамках сотрудничества с японской стороной. Когда планируется первая поставка, каков эффект от реализации этого проекта, сроки его реализации?

На сегодня планируется закупить 1220 гибридных специализированных патрульных автомобилей Toyota Prius. (cтоимость каждого – $28 тыс.) При этом, будет утилизировано такое же количество автомобилей. Благодаря тому, что, при покупке новых, утилизируются старые машины мы добиваемся сокращения выбросов СО2: патрульный УАЗ потребляет 16 л. бензина на 100 км., Toyota Prius – порядка 3,7 л. бензина.

Со второй половины следующего года, ежемесячно в Украину будут поступать по 300-400 автомобилей Toyota Prius. Общий срок реализации проекта – 15 мес.

Помимо экологического здесь есть и социальный эффект – ведь это улучшение условий работы сотрудников милиции, которые, на сегодня, нелегки.

Почему было принято решение закупать именно гибридные автомобили, и почему именно Toyota Prius?

Проект был разработан МВД. Что они заложили в проект – то и есть. Мы проект рассмотрели на предмет соответствия требованиям законодательства, дали свои замечания, они их учли и в результате мы совместно приступили к его реализации.

Как продвигается проект модернизации подвижного состава «Киевского метрополитена» за японские деньги? Какова стоимость модернизированных вагонов, срок реализации проекта?

Закончились очень длительные переговоры между Крюковским вагоностроительным заводом и поставщиком японского оборудования. На сегодня между ними подписано соглашение и проект переходит в активную фазу реализации.

Стоимость модернизации 95 вагонов – EUR 96 млн. Срок реализации проекта – 18 месяцев.

Сначала будет произведено 5 вагонов – на протяжении 7 месяцев они будут тестироваться, потом – будет осуществлено производство остальных 90 вагонов.

Применение асинхронных двигателей позволит экономить порядка 35% электроэнергии. Кроме того, благодаря этому проекту мы сможем значительно сокращать выбросы СО2, экономить на ремонте и обслуживании вагонов, получить абсолютно модернизированные вагоны с новым интерьером и экстерьером, продлить сроки эксплуатации вагонов на 20 лет ну и конечно же использовать целевые (экологические) зелёные инвестиции для финансирования проекта комплексной модернизации с использованием энергосберегающих технологий.

Не рассматривался ли вариант закупки новых поездов того же Крюковского завода и замены ими старых, вместо модернизации?

Это вопрос не к агентству, а к городским властям. К нам поступил проект, который соответствует нашим требованиям и обеспечивает сокращение выбросов СО2, мы этот проект рассмотрели и согласовали. Если городу Киеву целесообразнее модернизировать – мы не имеем претензий. Кстати, японской стороне очень нравиться этот проект, они считают его одним из наиболее приоритетных.

Какова ситуация со средствами, полученными от Испании? Там также был крупный контракт и также срок использования средств уже исчерпывается.

Мы большое внимание уделяем переговорам с испанской стороной. Для того чтобы использовать средства, полученные от продажи единиц установленного количества испанской стороне нам нужно было внести изменения в договор. В начале июня, нам удалось договориться с испанской стороной и внести необходимые изменения в договор, которые позволят нам теперь реализовывать проекты по той же схеме, по которой мы успешно работаем с японской стороной.

11 сентября состоялось заседание Наблюдательного комитета в Мадриде и мы совместно определили перечень проектов, которые будем реализовывать. Так как, изначально, подавались просто концепции – всем заявителям проектов предоставлен срок до 18 декабря, чтобы разработать и подать нам уже готовые проекты со всеми необходимыми документами. Агентство их рассмотрит, если замечаний не будет – сразу приступим к реализации. Реализация этих проектов запланирована в следующем году.

О каких проектах идет речь? Раскройте их ключевые параметры.

Один проект в Днепропетровске – это первый в Украине промышленный ветропарк. Есть государственное конструкторское бюро (КБ) стратегического значения, при нем – целый ряд предприятий. На площадке КБ будет установлен ветропарк, электроэнергия будет направляться на нужды государственных предприятий, работающих при нем.

За свои средства сейчас там устанавливают подстанцию, которая позволит аккумулировать энергию. Проект ветряной энергетики особо интересен для производителя аккумуляторов, который там расположены.

Второй проект – это проект "Севастопольтеплокоммунэнерго" по замене котлов. Еще рассматривается один проект Национального аграрного университета в Ворзеле (Киевская обл.) – производство биогаза и электроэнергии из биогаза с поставкой тепличному хозяйству.

Еще рассматривается ряд проектов по трем городам – дегазация свалок, производство биогаза и переработка его в электроэнергию.

Есть ли перспективы дальнейшего сотрудничества с Испанией, Японией?

У нас проведены предварительные переговоры с японской стороной, в ходе которых они высказали свою заинтересованность в покупке дополнительных единиц установленного количества (ЕУК). И мы этот вопрос отрабатываем. По их словам, если будет принято четкое решение о покупке – в первую очередь обратятся к Украине.


По материалам: Интерфакс-Украина





Просмотров: 2523
Другие новости