Компании

все компании

Владимир Котенко: Правительство пытается запустить фондовый рынок с помощью налогов

4 жовтня 2012 року, 11:11
Владимир Котенко: Правительство пытается запустить фондовый рынок с помощью налогов Источник: Forbes: Андрей Вырковский

Торговать ценными бумагами на бирже станет выгоднее, чем в обход официальных торговых площадок
Вчера в Верховную Раду было подано сразу несколько проектов законов, которые так или иначе касаются налогового законодательства. Самый любопытный из них – проект закона 11285, – О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с дальнейшим усовершенствованием налогов и сборов. И хотя разработка финального текста откладывается как минимум на две недели, хотелось бы обратить внимание на ряд заложенных в нем идей.

Основная новация законопроекта – введение акцизов на операции с ценными бумагами в Украине. У правительства есть желание использовать налоговые инструменты, чтобы заставить работать фондовый рынок. И хотя саму эту идею можно только приветствовать, о методах, которыми Налоговая служба хочет этого добиться, такого не скажешь.
Сбитый прицел

Все, кто работают на биржах и с листинговыми бумагами, будут освобождены от акциза. При работе за пределами площадок, но с листинговыми бумагами, акциз составит 0,1% (хотя формально это не много, но листинг тоже чего-то стоит). При торговле в обход бирж нужно будет платить 3%.

Аргументом в пользу введения акцизов ГНСУ считает огромные масштабы операций, проводящихся за рамками организованного рынка торговли ценными бумагами, – на триллионы гривен в год. Налоговая считает, что цель таких внебиржевых операций –  это налоговая оптимизация. У меня есть основания считать, что это не так.

Убытки по операциям с ценными бумагами не уменьшают общий объект налогообложения. А значит, для большинства предприятий, не имеющих активных доходов от ценных бумаг, операции с ними мало интересны.

Для чего же тогда такие технические операции проводятся? Один из ответов – для того, чтобы перераспределить финансирование и легализовать капитал.

Ведь как сегодня это происходит в Украине? Если одно юрлицо дает беспроцентный заем другому, причем оба принадлежат одному собственнику и входят в одну группу, то лицо, получившее заем, все равно должно заплатить налог. (Если такая компания в течение квартала на вернет заем, она должна будет признать условный доход на это финансирование в размере учетной ставки НБУ и заплатить налог с него).

Другими словами – на лицо – неадекватное регулирование перераспределения финансирования. Именно поэтому компании часто используют схемы с ценными бумагами, лишь чтобы избежать таких налоговых последствий.
Счастливы по принуждению

Согласно предложенным изменениям, торговля на организованном рынке, т.е. на фондовых биржах, становится выгоднее. Возможность проводить операции за приделами биржи – напротив, ведь налог на такие операции существенно выше.

Иными словами, правительство налоговыми средствами пытается указать компаниям, как им вести бизнес, подталкивает их к использованию определенных услуг.
Правительство налоговыми средствами пытается указать компаниям, как им вести бизнес

Возможно, авторы документа считают, что это поможет возродить фондовый рынок в Украине. Но даже если так – это будет возрождение по принуждению.  Поможет ли введение акцизов решить ключевые проблемы фондового рынка – наличие привлекательных активов и проблемы с защитой корпоративных прав? Наверное, нет.

В Министерстве  финансов говорят, что идею такого акциза почерпнули из опыта Франции, к тому же, их вдохновлял гербовый сбор, существующий в ряде других юрисдикций. Но уместность таких аналогий у меня также вызывает сомнения.

Гербовый сбор – это, по сути, плата бизнеса за содержание государством инфраструктуры фондового рынка. Но украинский акциз вряд ли будет тратиться на те же нужды. Напротив – вводя его, ГНСУ, по сути, заявляет: все, кто сегодня чувствуют себя комфортно, торгуя вне фондового рынка, будут чувствовать себя дискомфортно.

Версия проекта закона, попавшая в Верховную Раду, существенно отличается – причем в лучшую сторону – от первоначальных редакций, которые были представлены бизнесу. Что это? Победа голоса разума, или просто тот факт, что кусочки хвоста (то есть другие спорные налоговые нормы) решили отрезать по частям, и части этих кусочков мы скоро найдем в других законопроектах? Время покажет.

Но напоследок, хотелось бы сказать еще вот что. Предлагаемые нововведения должны вступить в силу уже с 1 января 2013 г. – то есть всего через три месяца. А нормы Налогового кодекса говорят, что любые изменения в него должны вноситься минимум за полгода до их вступления в силу. Ведь, как правило, для бизнеса такие изменения означают массу усилий – от  наладки новых систем до обучения персонала новым правилам, и на это требуется время.

Не хочется быть формалистом, но возможно, есть правила, которые следуют соблюдать. Закрепленный в Налоговом кодексе принцип стабильности налогового законодательства является одним из таких правил.






Просмотров: 1526
Другие новости