Компании

все компании

Ассоциации торговцев и банков просят президента подписать закон о депозитарной системе

3 августа 2012 года, 11:51
Ассоциации торговцев и банков просят президента подписать закон о депозитарной системе Ассоциация "Украинские фондовые торговцы" (АУФТ), имеющая статус саморегулирующейся организации (СРО), и Независимая ассоциация банков Украины (НАБУ) просят президента подписать закон "О депозитарной системе", усиливающий роль государства и Нацбанка в инфраструктуре фондового рынка, хотя ранее ведущие участники этого рынка и биржи "Украинская биржа" и ПФТС просили вето на этот закон.

"Поскольку клиринг и денежные расчеты по сделкам с финансовыми инструментами – это значимая составляющая инфраструктуры финансовых рынков, вполне понятно, что, по крайней мере, на первом этапе следует оставить ее под контролем Национального банка Украины", - говорится в письме ассоциаций, тесно сотрудничающих с Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) и НБУ.

По их мнению, риски клиринга и расчетов на начальном этапе функционирования инфраструктуры могут быть чрезмерными и распространяться на всю национальную платежную систему Украины, что может "поставить под угрозу работоспособность банковской, валютной, налоговой систем и фактически всех сфер экономической деятельности".

"Обеспечить действенные механизмы снижения и контроля таких рисков сегодня способен (и обязан - в пределах возложенных на него законодательством функций) только Национальный банк Украины", - подчеркивается в документе АУФТ и НАБУ.

При этом ассоциации напоминают о созданной Нацбанком Национальной системы массовых электронных платежей, а также о системе расчетов по государственным ценным бумагам, которую они считают эффективной и надежной.

"В условиях, когда НБУ и НКЦБФР имеют достаточный опыт построения и контроля рисков систем клиринга и расчетов, следует приветствовать инициативу государства по созданию такой системы для обслуживания сделок на финансовых рынках, которая отвечает лучшим международным рекомендациям", - говорится в письме.

По мнению его авторов, достаточный опыт и значительная доля государства в существующих субъектах инфраструктуры вряд ли приведут к чрезмерным расходам при создании Нацбанком расчетного центра.

Комментируя просьбы других участников рынка ветировать закон, АУФТ и НАБУ объясняют их трудностью сохранения объективности в условиях, когда инициативы государства непосредственно влияют на коммерческие интересы и потенциальные конкурентные преимущества части субъектов инфраструктуры и их акционеров.

"Фондовый рынок Украины годами находится заложником конкурентной борьбы и амбиций участников рынка, что не позволяет преодолеть его системную недоразвитость, а также неэффективность и фрагментарность инфраструктуры. Потому создание многовариантной системы клиринга (то есть когда эти функции могут выполнять и центральный депозитарий, и фондовые биржи, и специализированные клиринговые учреждения) не сдвинет проблему с места", - считают авторы письма.

Как сообщалось, согласно принятому закону в Украине создаются Центральный депозитарий (ЦД, на базе существующего Национального депозитария Украины) и единый Расчетный центр (РЦ). Крупнейшими акционерами ЦД на первом этапе будут государство и Нацбанк (минимум 50%+1 акция), РЦ – Нацбанк (минимум 75%+1 акция).

Исключительной компетенцией РЦ является проведение денежных расчетов по сделкам с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, совершенными на фондовой бирже и вне ее, если расчеты проводятся по принципу "поставка против платежа". Нацбанк может поддержать ликвидность Расчетного центра. Помимо того, РЦ получает лицензию на осуществление отдельных банковских операций и генеральную валютную лицензию, выполняет функции агента валютного контроля, а также статус участника системы электронных платежей (СЭП) НБУ.

Расчетный центр также может осуществлять клиринговую деятельность, что, по мнению, ведущих участников рынка, дает ему преимущество в конкуренции с возможными другими клиринговыми учреждениями на рынке, которые станут его клиентами для осуществления расчетов.

Представлявший документ перед голосованием глава совета Нацбанка и парламентского подкомитета по вопросам ценных бумаг и фондового рынка Игорь Прасолов сообщил, что документ отработан с НБУ и Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, однако требует согласования отдельных норм с другими законами и внесения технико-юридических уточнений. Он начал зачитывать для стенограммы необходимые поправки, однако после 11-й такой поправки председательствующий первый вице-спикер Адам Мартынюк прервал И.Прасолова. "Вы читаете новый закон", - заявил первый вице-спикер, после чего закон был принят без поправок, его окончательная редакция до сих пор отсутствует.

Резкой критике закон подвергло также юридическое управление Верховной Рады, отметив, что во время подготовки ко второму чтению была изменена концепция проекта, в частности, появилась норма о создании Расчетного центра. Помимо того, юруправление указало на то, что отдельные положения не согласуются с предписаниями Конституции.

Согласно данным агентства "Интерфакс-Украина", в настоящее время готовятся проект правок в закон, которые предполагается дополнительно принять на заседании Верховной Рады перед направлением закона на подпись президенту. В то же время эти правки не затрагивают саму концепцию о монополизации учетной и расчетной функций.

Рассматривается также вопрос о вариантах преобразования в РЦ существующего на рынке крупнейшего депозитария ВДЦБ, крупнейшим акционером которого является Нацбанк. Однако его доля в уставном капитале составляет 22,86%, доля госбанков – 8,44% при оговоренной в законе доле НБУ в РЦ минимум в 75%.

По материалам: Интерфакс-Украина





Просмотров: 904