Компании

все компании

Наладить связи

18 июля 2012 года, 13:05
Дэвид Уэстовер, директор Citigate Dewe Rogerson по развивающимся рынкам, о том, как компании стать инвестиционно привлекательной, что важно в общении с иностранными инвесторами и как бизнесу вредит завышенная самооценка

Компания Citigate Dewe Rogerson — одна из ведущих мировых консалтинговых фирм в сфере налаживания отношений между инвесторами и бизнесом. За последнее десятилетие она оказала помощь в выходе на IPO многим компаниям из Европы и Азии на общую сумму размещений более $10 млрд. Всего компания помогла найти международных инвесторов более 40 корпорациям со всего мира, которые в ходе размещения получили $500 млрд. В Украину Уэстовер приехал для того, чтобы презентовать результаты последнего исследования Citigate о средствах коммуникации компаний и инвесторов.

Мистер Уэстовер, что показали результаты вашего исследования, какие факторы сейчас больше всего влияют на привлекательность компаний в инвестсреде?
Сейчас инвесторы прежде всего смотрят на две важные составляющие. Во-первых, это рост позиций компании на рынке, а также ее программа развития в отрасли и перспективы. Во-вторых, внешние факторы — когда мировая экономика стабильна и денежные потоки не ограничиваются никакими запретами. До 2008 года ситуация на рынках была совсем другой. На развивающихся рынках, и в Украине в частности, наблюдался постоянный рост экономики. Инвесторы верили в потенциал этих площадок, но сегодня их уверенность сильно пошатнулась. И мы ищем компании, которые даже сейчас настроены на развитие и достигают этого результата.

Насколько на данный момент привлекательны развивающиеся рынки для инвесторов из Европы или США?
Я не уверен, что есть определенные секторы или рынки, которые больше других привлекают инвесторов. Тут нужно говорить об отдельных компаниях. Для того чтобы размещение прошло успешно, компания должна чем-то отличаться, например, специальными услугами или позицией на рынке. Только это сделает ее привлекательной. К примеру, мы работали с компанией «ХХI Век» — помогали проводить ее IPO в 2006 году. Это было одно из первых больших IPO украинской компании на мировых рынках, и у всех тогда были слишком оптимистические ожидания. Листинг прошел достаточно успешно, но в отрасли начались внутренние проблемы, связанные с кризисом. При этом другие отрасли были и остаются более устойчивыми. Нам, например, не нужно долго убеждать инвесторов вложить средства в компанию Ferrexpo.

Если посмотреть на отдельные секторы, то тут есть очень показательные примеры. Во всем мире банковский сектор пока находится в кризисе, поэтому и он не очень привлекателен для инвестиций. Но недавно мы оказывали помощь в листинге Банку Грузии, и он прошел успешно. Мы смогли рассказать инвесторам личную историю успеха этого финучреждения, и она перевесила недостатки всего сектора. В Украине я пока не знаю банков, которые могут повторить этот успех.

Существуют ли готовые рецепты для продвижения своих позиций среди иностранных инвесторов? 
Главы корпораций должны понимать, насколько важна самооценка бизнеса. Многие компании хотят от инвесторов слишком многого и оценивают себя слишком высоко, поэтому не имеют успеха на фондовых рынках. Компании не должны думать, что инвесторы принимают решение только на основе их финансовых результатов. Значительную роль играет доверие инвесторов к людям, которые управляют компанией. Тут важен авторитет топ-менеджеров на рынке, их познания в бизнесе и управлении. Это неосязаемая величина, но именно она очень часто формирует репутацию.

Украинские компании, в отличие от многих европейских, имеют большой потенциал роста. Но в то же время многие инвесторы не уверены в безопасности своих активов в Украине, так как у вас существуют серьезные проблемы в государственной регуляции бизнеса и корпоративном управлении. Именно в этом направлении компаниям нужно работать особенно усердно, чтобы убедить зарубежных инвесторов в стабильности.  

В Украине есть еще одна большая проблема — рейдерство. Как она отражается на инвестиционной привлекательности компаний? Работаете ли вы с таким бизнесом?
Проблема рейдерства отпугивает иностранных инвесторов от Украины. Ведь они вкладывают свои деньги и хотят быть уверенными, что их средства защищены от подобных атак. Мы можем помочь компаниям выстроить свою информационную политику так, чтобы доказать свою надежность в этой сфере.

Как вы находите и выбираете компании для сотрудничества? На какие показатели обращаете внимание?
Мы работаем с теми компаниями, которые хотят активно заявить о себе в среде международных инвесторов и медиа. Поэтому размер бизнеса не имеет первостепенного значения, но, конечно, хорошие финансовые результаты или потенциал для роста добавляют ему веса. Также важными критериями для нас являются открытость компании, ее готовность разговаривать с международной аудиторией. В Украине мало специалистов в сфере налаживания контактов между компаниями и инвесторами.

Какими качествами должен обладать успешный IR-специалист?
Специалист по связям с инвесторами должен понимать суть финансовой информации и бухгалтерской отчетности, но также иметь очень развитое умение коммуницировать и создавать атмосферу сотрудничества. Ему необходимо уметь представлять свою компанию в хорошем свете и убеждать в ее привлекательности. 

Компании из каких сфер украинской промышленности будут, по вашему мнению, пользоваться большим успехом у международных инвесторов?
В 2011 году больше всего денег инвесторы вложили в добычу полезных ископаемых и высокие технологии. Сейчас достаточно популярны компании, связанные с металлургией и энергетикой. Эти отрасли могут и далее быть потенциально привлекательными для инвестирования. Главное, чтобы экономика стабилизировалась.

Вы часто заявляли, что очень важны личные встречи между инвесторами и представителями компаний. Становится ли сейчас эта форма общения более популярной?
Да, я всегда говорю, что в ходе процесса листинга двусторонние встречи между инвесторами и представителями предприятий очень важны. Они встречаются лицом к лицу и пытаются сами решить свои проблемы. В прошлом году также возросла значимость социальных сетей. Мы должны предоставить инвесторам наиболее полную информацию о компании, поэтому для усиления эффекта используем социальные сети. Например, если мы хотим сделать важное объявление о деятельности компании, используем Twitter, где размещаем основную информацию и приглашаем инвесторов на сайт компании за подробностями.

Какие фондовые рынки интересны для украинских компаний и где группируются основные инвесторы европейского региона?
Сейчас наилучшая площадка для Украины — Лондонская биржа. Инвесторы в Лондоне имеют большой опыт работы на рынках развивающихся стран и готовы вкладывать в них деньги. Поэтому листинг на этой бирже дает украинским компаниям доступ к широкому кругу инвесторов по всему миру. 


По материалам: Инвестгазета





Просмотров: 683