Компании

все компании

Ростислав Демин: "Наши заводы ежегодно тратят миллионы на улучшение качества продукции"

3 апреля 2012 года, 08:39
Ростислав Демин: "Наши заводы ежегодно тратят миллионы на улучшение качества продукции" Начальник центра технического аудита "Укрзализныци" Ростислав Демин, пишет газета КоммерсантЪ-Украина в статье "Наши заводы ежегодно тратят миллионы на улучшение качества продукции"

— Приостановка действия сертификатов украинских производителей литья была правомерной?

— Для того чтобы приостанавливать действие сертификатов, необходимо иметь веские основания: доказать, что имело место изменение технологии или ухудшились условия производства. Но этого сейчас не происходит. Наоборот, украинские заводы ежегодно тратят миллионы долларов на улучшение качества своей продукции. Российский регистр сертификации, вероятно, подчиняется требованиям Ространснадзора. А в этом ведомстве, в свою очередь, считают, что таким образом повышают безопасность железнодорожного сообщения. Но сама по себе приостановка никак не влияет на безопасность. Необходимо проводить тщательные комплексные исследования, чтобы выявить все факторы, которые могли привести к катастрофе, и только по результатам таких исследований принимать какие-то решения. Но этого не было сделано. В итоге все списали на украинского производителя.

— В чем причина резкого роста числа аварий в тех случаях, где применялось литье производства украинских предприятий?

— Есть целый ряд причин. Например, некачественные резиновые прокладки, которые располагаются между шпалой и рельсом для смягчения динамической нагрузки. В ряде случаев, особенно в условиях низких температур, они становятся "каменными", что существенно повышает динамические нагрузки на литые детали тележек. Есть проблема с фрикционными гасителями колебаний, так называемыми клиньями. В последнее время их часто производят с существенными отклонениями от нормы. Это приводит к их быстрому износу и также усиливает динамическую нагрузку на детали тележки. Но идентифицировать производителя некачественных клиньев практически невозможно. Между тем значительную их долю составляет контрафактная продукция. Виноваты и сами перевозчики, которые стремятся к максимальной эффективности использования вагонов и нередко нарушают технические требования их эксплуатации.

— А что послужило причиной аварии, которая произошла в начале года на Дальнем Востоке?

— В том конкретном случае в цистернах перевозили нефть, хотя они предназначались для светлых нефтепродуктов. Нефть тяжелее, и нагрузка явно была выше допустимой. В результате обвинили сталеваров "Азовэлектростали", но ведь это не они заполнили цистерны нефтью. Перегрузка была бы не столь заметной, если бы не две первые причины, о которых я уже говорил. Думаю, многих аварий удалось бы избежать, если бы железные дороги оставили достаточное число осмотрщиков. Они могут выявить трещины и другие дефекты на ранней стадии. Но, к сожалению, за последние несколько лет их число сократилось в шесть раз. Очевидно, берут пример с западных стран, где вовсе отказались от этих работников. Но ведь там качество всей инфраструктуры намного выше.

— Возможно ли оспорить решение регистра?

— Юридически процесс расследования недостаточно урегулирован, так что фактически можно назначить виновным любого. И доказать что-либо в суде практически невозможно. Суд привлечет для дачи показаний экспертов. То есть тех же людей, которые выдали заключение. А других, независимых, в СНГ нет, потому что это очень узкая сфера деятельности.

— Действие сертификата Кременчугского сталелитейного завода восстановили в течение месяца. Возможно ли устранить технологические нарушения за такой короткий срок?

— Российский регулятор просто вынужден восстанавливать действие сертификата. В СНГ существует дефицит литья, а без продукции украинских заводов, на долю которых приходится около 55% рынка, он только увеличивается.

— Как украинские производители могут противостоять действиям российских чиновников?

— Одним из выходов из этой ситуации может стать введение обязательного страхования техногенных рисков. В этом случае расследование аварии будет прозрачным и независимым, так как его будут проводить страховые компании, а не госструктуры. Впрочем, это вопрос будущего. Но если бы с владельцев или эксплуатантов вагонов взыскивали штрафы за загрязнение окружающей среды и за простой вагонов, который происходит после подобных аварий, то страхование внедрили бы очень быстро.




Просмотров: 1974