Компании

все компании

Европейские лидеры не смогли договорится о реформировании ЕС

9 грудня 2011 року, 10:10
Европейские лидеры не смогли договорится о реформировании ЕС Лидеры Евросоюза не смогли договориться о проведении реформ в ЕС, сообщает Reuters со ссылкой на неназванный источник в дипломатических кругах. В частности, он заявил, что не все из 27 участников союза поддержали предложенные инициативы.

Ожидается, что делегаты предпримут новую попытку найти консенсус, но уже в рамках 17 стран еврозоны и других участников союза, которые пожелают к ним примкнуть. Камнем преткновения стало нежелание Франции и Германии идти на уступки, которых потребовал британский премьер-министр Дэвид Кэмерон.

Речь идет о создании новых фискальных правил на национальном уровне, при этом все принимаемые шаги должны привести к нормализации обстановки внутри еврозоны. Предполагается, что руководство стран должно взять на себя обязательство утверждать только сбалансированные бюджеты.

Уточняется, что под определение "сбалансированный" в данном случае попадает бюджет с годовым структурным дефицитом не более 0,5% от номинального ВВП. Наряду с этим допускается, что страны с государственным долгом менее 60% от ВВП могут незначительно превышать указанную отметку. Пока не уточняется, что именно стало причиной несогласия британской стороны.

Кроме того, в ходе состоявшихся предварительных неформальных дискуссий представители Германии в очередной раз отвергли ряд антикризисных мер, включая выпуск облигаций еврозоны и присвоение Европейскому стабилизационному механизму (European Stability Mechanism, ESM) банковского статуса.

Вместе с тем источники сообщили, что позитивным итогом работы глав ЕС стало определение максимального размера европейского стабилизационного механизма. Его объем не будет превышать 500 млрд евро. Уточняется, что данная сумма может быть пересмотрена к июлю следующего года, когда указанный механизм начнет работать.

Лидеры также пришли к соглашению о предоставлении совместных кредитов с Международным валютным фондом. Решено, что их совокупный объем не будет превышать 200 млрд евро. Эффект от данной меры позволит усилить потенциал МВФ в борьбе с последствиями долгового кризиса еврозоны.

Отметим, вчера глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги опроверг сообщения о том, что после саммита финансовый регулятор существенно увеличит объем покупки гособлигаций и позволит еврозоне и кредитовать МВФ с тем, чтобы он мог бороться с долговым кризисом в блоке. Также ЕЦБ вчера снизил учетную ставку до 1,0%.

Драги сказал, что, согласно новым прогнозам, сокращение ВВП еврозоны может достичь в следующем году 0,4 %, хотя экономика может также и вырасти на 1,0 %. Однако он подорвал надежды на то, что центробанк серьезно повысит размер программы выкупа облигаций, и сказал, что решение о сокращении ставки не было единогласным. "Прогноз остается объектом высокой неопределенности и подвержен понижательным рискам", - сказал Драги на пресс-конференции.

Ранее сообщалось, что лидеры еврозоны, вероятно, договорятся о кредитовании Международного валютного фонда (МВФ) на 150 млрд евро через двухсторонние кредиты центробанков.

Также Драги объявил о дополнительных мерах обеспечения финансового сектора ликвидностью. В частности, ЕЦБ решил провести два тендера по предоставлению банкам кредитов сроком на 3 года. В настоящее время максимальный срок кредитов ЕЦБ составляет 13 месяцев.

Отметим, отдельные европейские лидеры и экономисты требуют от ЕЦБ более активных действий для выхода из кризиса, ссылаясь на то, что интервенции банка могут быть единственным путем преодоления долгового кризиса. Власти Германии полагают, что интервенции ЕЦБ ослабят мотивацию стран провести необходимые для стабилизации еврозоны реформы.

В то время как главы ЕС пытаются найти выход из сложившейся ситуации, региональные центробанки Европы тайно готовят собственный план на случай краха зоны евро, сообщила вчера The Wall Street Journal. Правда, в данном случае это больше похоже на инструкцию по выживанию в постапокалиптическом мире. Так, регуляторы Ирландии и Греции уже всерьез озаботились возможностью печати большого количества банкнот, номинированных в национальной валюте, в кратчайшие сроки. А о возможности использования отличной от евро валюты в своих расчетах задумались не только члены зоны евро, но и ЦБ тех стран, которые пока не входят в валютный союз.

Наиболее примечательными здесь можно назвать действия швейцарских властей, которые хотят недопустить массового бегства инвесторов в швейцарский франк в случае развала зоны евро и очередного скачка курсовой стоимости национальной валюты. В связи с этим в рамках специально созданной экспертной группы изучаются возможности введения отрицательной процентной ставки и контроля за передвижением капиталов. Применение отрицательной процентной ставки предусматривает обложение налогом принадлежащих иностранцам депозитов в франках.

Примечательно, что к развалу зоны евро готовятся и частные инвесторы - в середине недели банк JP Morgan посоветовал своим клиентам хеджироваться от краха евро, даже несмотря на то, что банк оценивает вероятность наступления такого события лишь в 20%.

Напомним, представители Германии и Франции приехали на брюссельский саммит с идеей подписания нового договора ЕС, считая, что новые правила должны получить формальное закрепление в договоре. Их поддерживают и США. Ожидается, что на саммите ЕС лидеры Франции и Германии представят план усиления консолидации 17 стран еврозоны - в первую очередь, речь идет о введении более строгих правил контроля за состоянием бюджета и наказания в случае возникновения недопустимого дефицита.

В свою очередь президент Европейского Совета Херман Ван Ромпей предложил свой план спасения еврозоны. По его словам, изменение договора ЕС для выхода еврозоны из кризиса может и не понадобиться, так как "жесткие шаги для облегчения долгового бремени еврозоны могут быть сделаны и без этого".

План ван Ромпея включает следующие предложения:
Дефицит бюджета каждой страны, входящей в еврозону, не должен превышать 3% ВВП, а размер долга - 60% ВВП;
"Золотое правило", гарантирующее сбалансированный бюджет в среднесрочной перспективе, должно быть закреплено в национальных законодательствах;
Фонду помощи странам еврозоны необходимо предоставить банковскую лицензию, позволяющую брать в долг напрямую у ЕЦБ;
Европейская комиссия должна иметь право автоматически вводить жесткие меры экономии в странах, находящихся в кризисе.

Однако ван Ромпей признает, что более долгосрочные планы в конечном итоге могут потребовать изменения договоров ЕС. По его мнению, такие меры могут привести к тому, что некоторые страны, например, Великобритания, не входящая в еврозону, могут в результате оказаться в большей изоляции.

Ранее британский премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что не подпишет доработанную версию договора ЕС, призванную решить кризис еврозоны, если там не будет гарантий по защите британских интересов. По его словам, в защите нуждаются как единый рынок, так и финансовый сектор Великобритании.

Проведение ряда структурных реформ должно стать частью стратегии по выходу Евросоюза из кризиса. Реформы внутреннего рынка Евросоюза направлены на стимулирование экономического роста региона и затрагивают ряд сфер, в том числе сектор услуг, энергетический сектор и рынок интеллектуальной собственности. Инициативы ЕС предусматривают реформирование системы налогообложения и выплаты социальных пособий с тем, чтобы они способствовали росту занятости населения. Реформы внутреннего рынка предусматривают также реформирование рынка труда и пенсионной системы, инвестирование в знания и инновации, а также упрощение регулирующего законодательства, что, по мнению экспертов Еврокомиссии, должно способствовать росту бизнеса.

По материалам: РБК-Украина





Просмотров: 1505
Другие новости