Примерно за три года до полномасштабной войны в Украине
Никита Измайлов учредил инвестиционный фонд N1, как первую платформу для
развития перспективных финтех-стартапов. Сегодня в портфеле фонда –
необанк sportbank, платежная система Asquad, проект с технологией Tap to
phone Transenix и другие стартапы.
К тому времени Никита Измайлов имел за плечами
финансовое образование в Украинской академии банковского дела при НБУ и
степень магистра по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», а также
работу в крупных международных компаниях.
«Мое профильное образование связано с финансами.
Несколько лет я работал аудитором в международной компании KMPG. Потом
перешел на позицию CЕO в Parimatch. Именно там, в полевых условиях,
соприкоснулся с финтехом и организацией платежей в цифровой реальности.
Именно оттуда зародилась моя ключевая практическая экспертиза», –
рассказал Измайлов.
Основатель инвестиционного фонда N1 отметил, что
на рынке есть очень много продуктов, написанных программистами непонятно
для чего. Это рождает множество компаний, не способных удовлетворить
хоть какой-то реальный запрос.
По словам Никиты Измайлова, он шел от противного.
То есть 5-6 лет я мучился от отсутствия на украинском рынке достойного
технологического провайдера, который помог бы пользователям совершать
депозиты, делать выплаты и предоставлять достойный сервис продавцу.
Начиная с 2012 года, в процессе поисков и
взаимодействия с банками, провайдерами и платежными системами –
украинскими и международными – появилось понимание, с чего нужно
начинать строительство финансового и технологического сервиса в Украине.
И уже после этого, в 2017–2018 годах начался набор команды в sportbank и
в платежные системы.
Сначала появились обособленные команды, а потом
возник фонд N1 – как инструмент, позволяющий гибко управлять ими. В
фонде есть юристы, финансисты, аналитики, маркетологи и люди, обладающие
финтех-экспертизой. С такой командой стало возможным качественно
курировать целый десяток проектов.
Собственно идея создания необанка возникла в 2017
году. На разработку платформы и создание бренда ушло два года. Партнером
sportbank стали «Таскомбанк» Сергея Тигипко и «Окси Банк» Олега Баляша.
И сегодня sportbank является единственным необанком, который работает с
двумя банковскими лицензиями.
Проект sportbank был запущен в октябре 2019 года.
Но уже весной следующего года весь украинский рынок начало лихорадить.
Уже в марте 2020 года правительство объявило первый ковид-карантин в
Украине. После этого неоднократно объявлялись оранжевые и красные
ковидные зоны ограничений в разных регионах страны, а осенью 2021 года
«карантин выходного дня» второй локдаун. А 24 февраля 2022-го началось
полномасштабное российское военное вторжение.
По данным Advanter Group, с начала кремлевской
агрессии украинский малый и средний бизнес потерял до 85 млрд долларов.
При этом 49% предприятий МСБ сегодня остановлены. Не лучше дела и у
крупного бизнеса – полностью разрушены ряд крупнейших предприятий
тяжелой промышленности, пострадали большие птицефабрики, элеваторы и
перерабатывающие комбинаты.
Но, на фоне происходящего Sportbank не только
выжил, но и показал рост. А инвесторы банка реализовали еще несколько
крупных проектов. Это произошло, благодаря бизнес-модели предприятия,
которая ориентирована, прежде всего на пользу компании клиентам и
обществу в целом.
За время работы Sportbank привлек 500 тыс
клиентов. Сделано около 10 млн переводов на 10 млрд грн. Клиенты открыли
в банке 100 тыс сберсчетов на 100 млн грн. Также на 100 млн грн вложено
15 тыс депозитов. По прогнозам, до конца 2022-го число клиентов банка
вырастет до 600 тыс человек.
Секреты успеха необанка можно изложить в трех
составляющих. Во-первых, инвесторы точно описали портрет потребителя
банка. Это успешный, продвинутый в технологиях, увлеченный спортом и
здоровым образом жизни человек, ценящий свое время и стремящийся решать
финансовые вопросы несколькими кликами на смартфоне.
Во-вторых, основатели банка сохранили команду.
После начала агрессии весь коллектив начал работать дистанционно, где бы
ни находился тот или иной сотрудник – за пределами Киева или даже в
другой стране. Это помогло стабильной работе банка даже в самые сложные
часы войны.
В-третьих, оправдался расчет на доверие клиентов.
Во время войны банковское обслуживание не прекращалось ни на минуту.
Кредитные лимиты не пересматривались, Sportbank ни разу не поменял
комиссии и ставки. Это позволило не только сохранить клиентов, но и
привлечь новых. Ведь множество людей в Украине потеряли работу и
источники доходов.
«У наших клиентов есть все преимущества мобильного
банка. Но главная наша «фишка» – неординарное позиционирование. Проект
ориентирован на успешных, современных, прогрессивных молодых людей с
активной жизненной позицией как в переносном, так и прямом смысле. А
именно – на людей, в жизни которых важное место занимает спорт. Крутой
кэшбек на услуги в категории «Спорт», достигающий 20%, стал уникальным
предложением на рынке, которое сразу же привлекло внимание», – объяснил
Никита Измайлов.
Несмотря на успех необанка, Никита Измайлов трезво
смотрит на перспективы проекта. С 2019 года инвесторы вложили в
sportbank уже почти 15 млн долларов. По прогнозам, в плюс проект выйдет в
декабре этого года, а на полную инвестиционную окупаемость – к середине
2023-го. Поэтому о международном продвижении проекта он говорит весьма
осторожно.
«Пока мы хотим встать на ноги дома и только потом
идти дальше. Не хотим распыляться. Sportbank поступали предложения,
например, выйти на рынки Болгарии и Венгрии. Но мы приняли решение, что
главная задача – получить полную инвестиционную окупаемость в Украине, и
только потом думать о дальнейшей экспансии», – подытожил Никита
Измайлов.
По материалам: http://w-n.com.ua