Компании

все компании

Немецкая газета “Вельт”: Миру угрожает ядерная анархия

20 травня 2020 року, 17:07

Лето 1986 года, Рейкьявик, Исландия. Президент США Рональд Рейган и генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев встретились на этом атлантическом острове, преодолев каждый свою половину пути. В очередной раз они решили попытаться, опираясь на ядерное равновесие супердержав, выстроить долгосрочную архитектуру глобальной безопасности.

С одной стороны, в их общие интересы входило то, чтобы сдерживать и контролировать новых соискателей членства в ядерном клубе. С другой стороны, оба, взаимодействуя и одновременно противоборствуя, хотели развивать систему ядерного паритета, ограничивать расходы на вооружение и постоянно знать о том, что затевает противник.

Эта была странная игра, в которой ставкой оказалась судьба планеты, а мирное сосуществование зависело от возможности обоюдного уничтожения. Во время одного из перерывов команды переговорщиков услышали, как два самых влиятельных человека планеты делятся шуткой особого рода: нужна угроза вторжения космических пришельцев, — это положит конец конфликту Востока и Запада.

Пришельцы пока на Землю не прибыли, но они выслали свой авангард. После трех месяцев глобального короновирусного кризиса, мир смог накопить опыт общения с убийцей, какого еще никогда не было и который просто издевается над всеми попытками его одолеть.

Неслышный, невидимый, беспощадный, постоянно меняющийся и трудно одолеваемый, он заставляет мир затаить дыхание. Очевидно то, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная как раз для таких ситуаций, не справляется с тем, чтобы защитить человечество. Более того, она сразу же начала искать виноватых, встав на сторону Китая и противопоставив себя США.

Вирус, нападающий отовсюду и ниоткуда, может дать международному сообществу и его правителям некоторое представление о том, что случится с планетой, когда долгий ядерный мир, структурировавший «холодную войну», больше не сможет долговременно определять стратегическую архитектуру.

Это будет уже не «глобальный ноль» для ядерного оружия, а недоступный человеческому пониманию мир непроницаемости и неуправляемости. Стук копыт всадников апокалипсиса раздаётся всё ближе.

Наступил «конец истории» — такая благая весть прозвучала из Америки летом переломного 1989 года. Ее уверенно подтвердили первоклассные гаранты - Госдепартамент и корпорация «Рэнд». Но эта весть была слишком хороша, чтобы стать правдой.

Демократия и рыночная экономика, казалось, победили на веки вечные. Европейцы поверить не могли своему счастью, они подсчитывали дивиденды от наступившего мира, а 300 тысяч американских солдат, которые во времена «холодной войны» являли собой в Европе «расширенное устрашение» и глобальное равновесие сил, приготовились надолго распрощаться с европейским равновесием.

Кому тогда было вспоминать, что после Первой мировой войны несчастья Европы приняли новый решающий оборот, когда американцы, завоевав победу и проиграв мир, сели на корабли и оставили Европу на произвол её старых демонов.

В 1989 году на один счастливый миг стало казаться, что мировая история открыла новую эпоху, оказав услугу человечеству.

Тогда под влиянием происходящего Фрэнсис Фукуяма решил через журнал «Нэшнл интерест» провозгласить наступление нового мирового порядка образца «сделано в США», но, как оказалось вскоре, это было лишь мимолётное прикосновение к духу времени.

Советский Союз сам по себе погиб от той болезни, которой страдают все великие державы, она называется — «имперское перенапряжение». Европейцы, выдавая желаемое за действительное, решили, что обрели вполне приемлемый и, прежде всего, недорогой проект будущего.

Это иллюзорное видение тешило их почти 30 лет — время активной жизни одного поколения. Затем координаты мирового порядка вновь сместились.

Америке надоело руководить миром и платить за это деньгами и кровью. «Америка прежде всего» — вот ведущая идея старого изоляционизма, на которую у европейцев нет ответа. Вновь стало необходимым «расширенное устрашение» с помощью НАТО. Но просто протрубить сбор оказалось недостаточно.

Китай неудержимо вырастает в мировую державу. Тот, кто сам себя называет «срединным государством», нацелился на большее, чем просто экономическое процветание. Скорее, речь идет о всеобъемлющей претензии на мировое лидерство, для которого «Новый Шелковый путь» должен будет служить экономической и финансовой основой.

Россия пока еще занята разгребанием имперских развалин, но и она стремится назад в мировую политику.

Но не только мировые державы изменяют стратегические уравнения. Это делают и новые технологии, которые уже давно ставят под сомнение ядерную архитектуру.

Цифровизация всех сторон жизни коснулась и военного измерения. И тут невольно возникает вопрос, что станет с ядерным устрашением в условиях цифровизации военного дела, в том числе противоракетной обороны, милитаризации околоземного пространства, миниатюризации ядерного оружия.

Долгий ядерный мир основывался на принципе «взаимного гарантированного уничтожения» (англ.:Mutual assured destruction, MAD). Английская аббревиатура MAD может быть прочитана как «безумный». Совсем как у Шекспира: в этом безумии есть система.

В любом случае военные с обеих сторон понимали, что в такой войне не будет разницы между победой и поражением. В конце концов, в этом и заключалась плодотворность ядерной системы, которая через отрезвляющий страх вынуждала поддерживать нечто вроде договоренности о мире.

Теперь это в прошлом. Среди изменений, ниспровергающих сами основы нынешней эпохи, мы видим не только всепроникающую цифровизацию, как бы дающую агрессору шапку-невидимку. В самой логике контроля над вооружениями заложено то, что именно вдвоем их можно определять, проверять и применять.

В десятилетия холодной войны Китай еще можно было не посвящать во все тонкости взаимного устрашения и контроля над вооружениями, ведь тогда он еще не обладал необходимым весом. Но в будущем концепцию контроля придется разрабатывать, продумывать и отслеживать по меньшей мере втроем. Но такого опыта нет, и сейчас открыт конкурс на замещение должности современного Сизифа, но кандидаты не торопятся проявить себя.

Стратегическая стабильность, как учит старый мастер Генри Киссинджер, возникает из равенства или из гегемонии, а в реальности большей частью образуется где-то посередине.

Но паритеты холодной войны утрачены, атлантическому «Американскому миру» тоже скоро придет конец.

Однако не только цифровой мир и возрождение Срединного государства изменяют всеобщую геометрию контроля над вооружениями. Использование околоземного пространства тоже никак не облегчает задачу по разработке правил большой игры.

И, наконец, менее весомые нации тоже рвутся в ядерный клуб — сначала Индия, потом Пакистан, сегодня Северная Корея и Иран. Мир стоит перед лицом опасности ядерной анархии, от которой предостерегал еще президент Джон Кеннеди.

Режим нераспространения ядерного оружия 1960‑х годов с США и Россией на главных ролях, с Великобританией и Францией на вторых ролях и с Китаем за рамками системы сегодня уже не отражает тех изменений расстановки сил, не говоря уже о возможности ее регулировки.

Возможно ли создание надежной системы безопасности, поддерживаемой мировыми державами? Это уже давно вопрос вопросов.


По материалам: «Вельт» (ФРГ)





Просмотров: 633
Другие новости