Компании

все компании

Аль-Джазира: Пандемия может изменить позиции России на Ближнем Востоке

15 квітня 2020 року, 20:39

За последние две недели скорость распространения COVID‑19 в России увеличилась. В настоящее время в стране официально зарегистрировано более 18 тыс. случаев заражения и 148 летальных исходов. Несмотря на то, что эти цифры значительно меньше показателей в таких европейских странах, как Испания, Италия и Великобритания, вспышка, судя по всему, все еще находится в России на начальном этапе и может развиться до куда более высокого уровня.

 

Хотя Кремль пытается применять на мировой арене"мягкую силу» и направляет медикаменты и медиков в Италию и Сербию, а также продает оборудование в Соединенные Штаты, все чаще высказываются опасения, что ситуация в стране быстро ухудшится и будет иметь тяжелые политические и экономические последствия. В Москве многие государственные больницы уже переполнены и не могут обеспечить уход всем пациентам, которые прибывают в отделения скорой помощи.

Это, безусловно, отразится на внешнеполитических инициативах страны, а точнее, на развертывание сил и средств на Ближнем Востоке.

Грядущий экономический кризис

Перспективы развития российской экономики были не очень хорошими еще до начала пандемии COVID‑19. Пока последствиям глобального спада все еще дается оценка, прогнозы для страны становятся все более беспощадными.

По оценкам рейтингового агентства Standard & Poor, опубликованным в конце марта, российская экономика, вероятно, упадет на 0,8% в этом году, в то время как в апреле агентство Fitch назвало цифру в 1,4%. Российское правительство, в свою очередь, прогнозирует, что при самом плохом сценарии ВВП сократится на целых 10%.

Хотя министр финансов России Антон Силуанов утверждал, что правительство готово бороться с последствиями пандемии, он также подчеркнул, что "благополучные времена" для российской экономики закончились. Россия вряд ли снова будет получать большие доходы от продажи нефти, в которых страна купалась в 2000‑е годы.

Недавняя сделка ОПЕК+ была расценена российскими государственными СМИ как успех, но такой меры будет недостаточно, чтобы поднять цены на нефть и предотвратить рецессию в этом году. Помимо этого, в связи с некоторыми техническими трудностями Россия может столкнуться с проблемами при выполнении своих обязательств по сокращению добычи нефти.

Будущему восстановлению экономики также, вероятно, будет препятствовать неспособность России брать кредиты за рубежом из‑за западных санкций. Во время видеоконференции "Группы двадцати" 26 марта президент Путин предложил ввести мораторий на санкции в отношении товаров первой необходимости. Через несколько дней Россия выдвинула в ООН предложение об ослаблении односторонних санкций, которое было раскритиковано западными странами и встречено яростным сопротивлением со стороны Украины.

В марте Путин сообщил, что, по некоторым оценкам, из‑за иностранных санкций страна потеряла до $50 млрд. Однако эта цифра может быть значительно выше, пишет Bloomberg.

Твердый сторонник консервативной бюджетно-налоговой политики, Путин вряд ли пойдет по пути многих западных стран и выделит средства, накопленные во время нефтяного "бума", для помощи малому бизнесу или на обеспечение безопасности населения в целом.

В своем последнем обращении к нации российский президент объявил о довольно скудной поддержке малых частных предприятий, в том числе о шестимесячной отсрочке выплат по социальному страхованию и некоторых налогов, и поручил правительству разработать дополнительную программу помощи.

Потенциальная волна безработицы в сочетании со снижением реальной заработной платы шестой год подряд, скорее всего, приведет к еще большему социальному недовольству в России. Рейтинги доверия и одобрения Путина падают с момента его последнего переизбрания в 2018 году, а недавнее объявление о внесении поправок в Конституцию, которые позволили бы нынешнему российскому лидеру остаться у власти после 2024 года, привело к поляризации общества.

Опрос независимого агентства "Левада-центр", проведенный в марте, показал, что россияне разошлись во мнениях по поводу предлагаемых изменений: 47% против и 48% поддерживают. Дальнейшие экономические трудности, скорее всего, приведут к большей политической поляризации, которая может вылиться в уличные протесты оппозиции, как это происходило в прошлом.

Пересмотр внешней политики

Растущий внутренний социально-экономический и политический кризис может заставить Кремль пересмотреть внешнюю политику, которая, в свою очередь, основана на внутренних соображениях о потенциальной политической нестабильности.

Одним из регионов, где мягкая и жесткая сила России находятся в наступлении с 2015 года, является Ближний Восток.

Многие расценивают вмешательство России в Сирию как попытку сподвигнуть Запад на переговоры по Украине и на отмену санкции, которые нанесли ущерб российской экономике и вызвали недовольство общественности. Но сегодня, спустя почти пять лет после того, как российские войска были развернуты в Сирии и помогли режиму Асада переломить ход гражданской войны, Москва, похоже, не приблизилась к примирению с Западом.

Таким образом, ее цели и долгосрочный план присутствия в регионе пока не до конца ясны.

Правда, применение Москвой жесткой силы и вакуум, оставленный США на Ближнем Востоке, помогли России восстановить некоторые позиции в арабских столицах и позволили избавиться от международной изоляции, но не факт, что это произвело впечатление на российских граждан.

Опросы постоянно свидетельствуют о растущей усталости российской общественности от "внешнеполитических авантюр Кремля". Согласно опросу Фонда "Общественное мнение", проведенному в августе 2019 года, лишь 42% россиян считают внешнюю политику страны успешной (по сравнению с 60% в 2017 году); 27% считают ее неудачной (по сравнению с 17% в 2017 году). Только 10% расценивают войну в Сирии как "успех".

Опрос, проведенный в мае 2019 года, показал, что 55% россиян хотят, чтобы Россия вывела свои войска из Сирии; 37% опасаются, что Сирия может стать "новым Афганистаном" для России - Советский Союз был погряз в болоте, помогая дружественному режиму в Кабуле в течение 10 лет бороться с восстанием. Прежде чем войска были выведены, так и не достигнув победы, погибли сотни тысяч человек, в том числе более 15 тыс. советских солдат…

Все это может подтолкнуть Россию к пересмотру политики своего присутствия в регионе. Несмотря на то, что она останется влиятельным региональным игроком, она, вероятно, будет вынуждена сократить свое присутствие в регионе в военном, политическом и экономическом плане. Это будет означать сохранения ее присутствия в Сирии только в виде нескольких стратегических активов при сохранении власти над режимом Асада, сохранение определенной роли в ливийском конфликте, без его расширения, и пересмотр стратегии ее взаимодействия со странами Персидского залива.


По материалам: "Аль-Джазира" (Катар)





Просмотров: 955
Другие новости