Компании

все компании

Доля пессимистов в отношении роста мировой экономики выросла до рекорда - исследование

24 января 2020 года, 18:00
Доля руководителей компаний, пессимистично настроенных в отношении роста мировой экономики, за два года выросла в 10 раз и достигла рекордно высокого уровня, свидетельствуют результаты 23‑го "Опроса руководителей крупнейших компаний мира", ежегодно проводимого PwC.

Как показало исследование, среди опрошенных CEO 53% прогнозируют замедление темпов экономического роста в 2020 году. В 2019 году таких руководителей было 29%, а в 2018 году доля пессимистов составляла лишь 5% от общего количества респондентов. Особенно много пессимистично настроенных в отношении роста мирового ВВП среди руководителей компаний в Северной Америке, Западной Европе и на Ближнем Востоке: соответственно 63%, 59% и 57% респондентов из этих регионов прогнозируют замедление роста мировой экономики в 2020 году.

"Никогда еще с 2012 года, когда мы стали задавать этот вопрос, среди руководителей компаний не было так много пессимистично настроенных респондентов", - говорится в отчете.

Для сравнения: доля участников опроса, которые прогнозируют увеличение темпов экономического роста, снизилась с 42% в 2019 году до 22% в 2020 году.

"Учитывая сохраняющуюся неопределенность в отношении напряженных торговых отношений, геополитических проблем и отсутствия согласованной позиции по борьбе с изменением климата, снижение уверенности в дальнейшем экономическом росте не вызывает удивления. Стоящие перед мировой экономикой проблемы не являются новыми - новым стал их масштаб и скорость, с какой происходит эскалация некоторых из этих проблем. Для собравшихся в Давосе руководителей ключевой вопрос заключается в выработке согласованных подходов к решению указанных проблем", - отметил президент международной сети фирм PwC Боб Мориц.

В то же время, по его мнению, несмотря на рекордно высокий показатель пессимистично настроенных руководителей, для бизнеса по-прежнему существуют реальные возможности для дальнейшего развития. "В течение последних 10 лет компаниям приходится работать в сложных условиях. За это время многие из них разработали и начали реализовывать адаптивные стратегии, сконцентрировали внимание на том, чтобы соответствовать меняющимся ожиданиям заинтересованных сторон, а также накопили необходимый опыт - все это позволяет им пережить экономический спад и обеспечить дальнейшее процветание", - полагает Мориц.

ПЛОХОЙ ЗНАК ДЛЯ МИРОВОГО ВВП

Как показал опрос, CEO также не очень оптимистично оценивают перспективы роста собственных компаний в 2020 году: лишь 27% руководителей отметили, что они "очень уверены" в росте своего бизнеса в течение следующих 12 месяцев - это самый низкий уровень с 2009 года и ниже показателя прошлого года, когда таких руководителей было 35%.

Хотя уровень уверенности в целом снизился во всех регионах мира, показатели сильно различаются по странам. По данным исследования, среди крупнейших в мире экономических держав самый высокий уровень уверенности в Китае и Индии - 45% и 40% соответственно, в США - 36%, в Канаде - 27%, в Великобритании - 26%, в Германии - 20%, во Франции - 18%, а в Японии лишь 11% руководителей компаний "очень уверены" в том, что в 2020 году выручка их компаний увеличится.

"Изменение настроений руководителей в ответах на вопрос о перспективах роста выручки их компаний оказалось отличным прогностическим параметром роста мировой экономики. Анализ прогнозов, сделанных руководителями компаний начиная с 2008 года, свидетельствует о тесной корреляции между уверенностью руководителей компаний в росте выручки в предстоящие 12 месяцев и фактическим ростом мировой экономики. Если корреляция результатов исследования сохранится, то в 2020 году темпы роста мировой экономики могут замедлиться до 2,4%, что ниже многих оценок, включая сделанный в октябре прогноз МВФ о росте мировой экономики на 3,4%", - говорится в отчете (согласно опубликованным в понедельник, 20 января, данным, МВФ снизил прогноз по росту мирового ВВП в 2020 году на 0,1 процентного пункта, до 3,3% - прим. ИФ).

КИТАЙСКИЕ КОМПАНИИ МЕНЯЮТ ЛОКАЦИЮ

Первое место в рейтинге рынков, которые рассматриваются руководителями компаний для обеспечения роста бизнеса в ближайшие 12 месяцев, по-прежнему остается за США: 30% респондентов считают его приоритетным для своих компаний. Потенциал рынка Китая отметили 29% респондентов.

Однако в связи с продолжающимися торговыми конфликтами и сохраняющейся политической напряженностью между США и Китаем американский рынок стал гораздо менее привлекательным для руководителей китайских компаний. В 2018 году 59% руководителей китайских компаний назвали США в качестве одного из трех приоритетных рынков для роста своих компаний, тогда как в 2020 году таких респондентов осталось всего лишь 11%. От потери привлекательности рынка США выиграла Австралия: 45% руководителей китайских компаний теперь рассматривают Австралию в числе основных рынков для роста бизнеса; два года назад таких руководителей было только 9%.

Страны, занявшие третье, четвертое и пятое места в пятерке приоритетных рынков для роста бизнеса в прошлом году, остались на своих местах: Германия (13%), Индия (9%) и Великобритания (9%). "Хороший результат для Великобритании, учитывая неопределенность, связанную с выходом страны из ЕС", - подчеркивается в обзоре. Сразу за ними следует Австралия, резкое улучшение позиции в рейтинге которой связано с возросшей привлекательностью австралийского рынка для руководителей китайских компаний.

ДЕСЯТКА ОСНОВНЫХ УГРОЗ

Неопределенность в отношении перспектив экономического роста в 2019 году не вошла в десятку основных угроз для перспектив роста бизнеса, заняв 12‑е место в рейтинге. В 2020 году эта угроза оказалась сразу на 3‑м месте, уступив место торговым конфликтам (еще один риск, которому руководители компаний стали уделять повышенное внимание) и чрезмерному регулированию, которое неизменно лидирует в рейтинге угроз для руководителей компаний.

Респонденты также высказали растущее беспокойство в связи с киберугрозами, а также изменением климата и ущербом, который наносится окружающей среде. Однако данная проблема по-прежнему не входит в первую десятку угроз для роста бизнеса, так как его, по мнению опрошенных руководителей, затмевает масштаб других рисков.

НАДЗОР ЗА КИБЕРПРОСТРАНСТВОМ

Несмотря на то, что руководители компаний во всем мире прямо выражают беспокойство по поводу угрозы чрезмерного регулирования, они также прогнозируют значительные изменения нормативно-правовой базы в части регулирования деятельности в технологическом секторе.

По данным исследования, более двух третей руководителей компаний во всем мире считают, что правительства стран введут новое законодательство с целью регулирования контента в интернете и социальных сетях и разукрупнения доминирующих технологических компаний. Большинство руководителей компаний (51%) также прогнозируют, что правительства стран обязуют частный сектор предоставлять финансовую компенсацию физическим лицам за собираемые персональные данные.

Между тем опрошенные CEO придерживаются двух разных позиций относительно того, удается ли правительствам при разработке нормативных документов о конфиденциальности и защите персональных данных найти оптимальный баланс между укреплением доверия потребителей и обеспечением конкурентоспособности бизнеса: 41% руководителей заявляет, что правительства действительно находят оптимальный баланс, а 43% считают, что этого не удается сделать.

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Как показал опрос, дефицит специалистов, имеющих необходимые навыки, по-прежнему занимает первое место среди угроз для роста. И хотя CEO согласны с тем, что переобучение (повышение квалификации) является лучшим способом устранения этого дефицита, им не удалось добиться больших успехов в решении этой проблемы.

Только 18% руководителей компаний отметили, что они "существенно продвинулись" в создании программ повышения квалификации. Схожее настроение отражается и в ответах сотрудников компаний. По результатам отдельного исследования, проведенного PwC, 77% из 22 тыс. сотрудников компаний во всем мире отметили, что они хотели бы освоить новые навыки или пройти переобучение, однако лишь 33% считают, что им была предоставлена возможность развить цифровые навыки, выходящие за рамки их обычных обязанностей.

"Повышение квалификации - один из важнейших вопросов, которые будут обсуждаться на этой неделе в Давосе, и руководители компаний, представители сферы образования, правительства и гражданского общества должны направить усилия на повышение уровня производительности труда во всем мире для обеспечения людей содержательной и значимой работой с соответствующим вознаграждением. Роль руководителей компаний здесь особенно значима. Несмотря на существующие опасения в связи с тем, как изменится будущее рынка труда, люди готовы учиться и развиваться и обращаются к своим руководителям, ожидая от них заслуживающего доверия плана профессионального развития", - подчеркнул Мориц.

ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА - УГРОЗА ИЛИ ШАНС?

Несмотря на то, что изменение климата в этом году не вошло в первую десятку рисков, угрожающих перспективам роста мировой экономики, среди CEO растет понимание выгоды от принятия мер, направленных на уменьшение так называемого "углеродного следа".

"По сравнению с результатами опроса десятилетней давности, в рамках которого мы последний раз задавали этот вопрос, сейчас стало вдвое больше руководителей компаний, которые "полностью согласны" с утверждением, что инвестиции в мероприятия по борьбе с изменением климата ускорят создание репутационного преимущества (30% в 2020 году по сравнению с 16% в 2010 году), при этом 25% руководителей компаний сегодня (по сравнению с 13% в 2010 году) рассматривают мероприятия по борьбе с изменением климата в качестве инструмента создания новой продукции и сервисных возможностей для своих организаций", - пишут эксперты PwC.

Доля руководителей компаний, считающих, что в результате мероприятий по борьбе с изменением климата возникают возможности по созданию продукции и предоставлению услуг, остается относительно стабильной в США и Великобритании, тогда как в Китае мнение руководителей компанией по этому вопросу резко изменилось за последние 10 лет.

Как отмечается в материалах исследования, в 2010 году лишь 2% руководителей китайских компаний связывали новые возможности для развития бизнеса с мероприятиями по борьбе с изменением климата, тогда как в 2020 году их доля выросла до 47% - это самый большой прирост среди руководителей компаний во всех странах, включенных в исследование. "Однако для того, чтобы эти возможности превратились в долгосрочную успешную деятельность, компаниям необходимо внедрить принципы в области изменения климата во все звенья своих цепочек поставок и на всех этапах обслуживания клиентов", - говорится в отчете.

PwC опросила 1581 руководителя компаний в 83 странах; опрос проводился в период с сентября по октябрь 2019 года. При формировании выборки мы отталкивались от доли ВВП (в совокупном ВВП стран, где проводился опрос), чтобы обеспечить справедливый баланс мнений руководителей компаний по всем крупным регионам.

 





Просмотров: 618
Другие новости