Компании

все компании

Свободная экономическая зона может быть фальшивой, - директор McKinsey

30 жовтня 2017 року, 13:26
Джонатан Вотцел, директор McKinsey Global Institute и старший партнер McKinsey&Co, объясняет, как Украине добиться притока инвестиций в экономику.

Как инвестировать чтобы это приносило  максимальный результат? Это, пожалуй, один из главных вопросов, которые себе задают сегодня предприниматели  и представители правительства.  

Первое что необходимо в такой ситуации - это создание в Украине привлекательных условий для того чтобы украинские средства не уходили за границу, а вкладывались в производство, в развитие промышленности, в развитие экономики. Второй источник - это прямые иностранные инвестиции. Это очень важно. Их уровень в Украине сегодня чрезвычайно низок. В пять раз меньше, чем в Польше, в 15 раз меньше, чем в США, и в 30 раз меньше, чем в Швеции и Норвегии.

Если мы выровняемся с Польшей по уровню инвестиций на душу населения из-за границы, это означает, что Украина получит $200 млн прямых иностранных инвестиций. Это то, что нужно делать. Это не возможно делать через политические декларации и обещания, а только через создание привлекательных условий, через реальные инструменты.

Схожего мнения придерживается и Джонатан Вотцел, директор McKinsey Global Institute и старший партнер McKinsey&Co. Он уверен, что крайне важно накапливать средства внутри страны, чтобы потом было с чего вкладывать. В интервью НВ Бизнес Вотцел объяснил, за счет чего Украина может статья площадкой для инвестирования. 

- Вы работали в Азии. В каких странах? И над чем вы работали?

- Я длительное время работал в Китае. Пять лет в Гонконге, а последние 25 лет в Шанхае. Но приходилось работать в других странах региона: Японии, Кореи, Южной Азии. Наша консалтинговая фирма предоставляет услуги по экономическому развитию как для местных так и международных компаний, которые пытаются зайти на эти рынки.

- Китай является очень показательным примером того, как привлекать западные инвестиции. А у них все было хорошо с самого начала?

- Китай начал открываться окружающему миру в 1979 году. Тогда они пытались привлечь иностранные технологии, менеджеров и капитал. Они к этому всегда стремились, но были не в состоянии. За последние 35 лет их возможности возросли. И желание все еще остается.

- Какие два-три шага Китай сделал исключительно хорошо, чтобы изменить инвестиционный климат?

- Очень важным шагом было создание специальных экономических зон. Хотя и не все они были успешны. В таких зонах, можно было владеть землей, нанимать работников, свободно торговать и устанавливать свободные цены. Людям позволили мигрировать в специальные зоны. Эти зоны стали примером для остального Китая. Особенно Шэньчжэнь, все остальные начинали подражать их опыту. Однажды лидер Китая Дэн Сяопин приехал в Шэньчжэнь. Он сказал, что эта модель успешна и что все должны ей подражать. И призвал к этому мэров китайских городов.

- А как это повлияло на всю страну?

- Люди в Китае любят копировать. Если они видят, что что-то работает, они начинают делаете так же.

- В Украине к этой идее относятся предостережением. Ведь в прошлом они были налоговыми ямами. Люди использовали эти зоны, чтобы избегать налогов. А в Китае так было?

- Широко это не использовалось. Так свобода может быть фальшивой. Свободная экономическая зона может быть только на бумаге и не способствовать производству реальной продукции. В Китае начали с четырех экономических зон. Но сработала только одна. Туда пришли настоящие иностранные инвестиции и начали изготавливаться товары на экспорт. Там впервые в Китае появился рынок недвижимости.

- Учитывая китайский опыт, можно говорить о каких-то универсальных принципах, которые можно использовать в других странах, таких как Украина. В странах меньшего размера?

- Такой принцип есть. Во-первых, очень важно накапливать средства внутри страны, чтобы было с чего инвестировать. Мне кажется в мире нет ни одной страны, которую бы построили на международных инвестициях. Главную роль всегда играют местные инвестиции. Это кропотливая и долговременная работа. Во-вторых, надо искать конкурентные преимущества. Побеждать надо за счет того, что ты делаешь хорошо. В Китае всегда говорят, что внутренние проблемы должны решать местные люди. А для этого нужно повышать производительность локального производства. И третье, как я уже говорил, надо создавать специальные зоны. Мы не должны надеяться на "Большой взрыв".Надо работать шаг за шагом. Определить, что работает и затем поощрять людей это делать.

- Очень интересно, что вы сказали, что ни одна страна не была построена на иностранных инвестициях. А наши экономисты утверждают, что ни одна из стран не преуспела без иностранных инвестиций. Не могли бы вы прояснить это?

- Иностранные инвестиции возможно и нужны. Но точно недостаточны. В Китае иностранные инвестиции главным образом использовались для того, чтобы привлечь иностранные и технологии и дать толчок к реформ. Временами местные компании требуют давления со стороны конкурентов. Их надо подталкивать. И порой это могут сделать иностранные компании. Впрочем, именно местные инвестиции закладывают основу для роста.

- Но у нас нет много денег? Как мы можем...

- В любой экономике есть деньги. И речь идет не только о Китае. Так было и в Японии, Корее, Тайване, Малайзии, Таиланде – во всех восточных странах. Как только накопления достигают уровня в 20-25% валового внутреннего продукта у вас есть достаточно денег для инвестирования.

По материалам: НВ





Просмотров: 724
Другие новости