Компании

все компании

Богдан Данилишин: Найти свою нишу. В чем проблема украинской экономики

20 вересня 2017 року, 12:32
Наибольшую выгоду приносит производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью

Недавно Совет НБУ утвердил основы денежно-кредитной политики на 2018 год. И я хотел бы поделиться мыслями, которые не покидали меня во время подготовки этого документа.

Так сложилось, что, к сожалению, украинцы в основном ощущают ход третьей и четвертой промышленных революций как потребители высокотехнологической продукции, массовый и рентабельный выпуск которой стал возможным благодаря головокружительным инновационно-технологическим трансформациям в других странах. Но сами украинцы не являются активными участниками производства такой продукции, как это было в период второй промышленной революции. Почему? В значительной степени потому, что мы пока предпринимаем недостаточно усилий для того, чтобы уйти от хаотично сложившейся в Украине экспортно-сырьевой модели экономики, которая, из-за тенденции снижения цен на сырье (например, понижательная тенденция в динамике цен на сельхозкультуры и продовольствие наблюдалась в течение всего ХX века), является абсолютно бесперспективной.

Практика показывает, что зависимость того или иного государства от экспорта сырья и полуфабрикатов, как правило, удерживает страну на невысоком уровне экономического развития и не предоставляет перспектив для удачного вписывания в международное разделение труда. В истории было немало стран, которые могли на некоторое время обеспечить рост экономики и сравнительно неплохой уровень благосостояния населения, продавая ресурсы и продукцию с низкой долей добавленной стоимостью индустриально более развитым государствам. Аргентина продавала шерсть и говядину, Замбия — медь, Мексика и Нигерия — масло, Куба — сахар. Все эти государства сейчас не могут похвастаться статусом развитых.

К сожалению, и Украина стоит в этом ряду, пусть мы и продаем не так уж много совсем необработанного сырья. Но во время активного развития аддитивного производства и биотехнологий опасно для своего будущего сосредотачиваться на экспорте кукурузы, чугуна или калийной соли. Пора осознать — современные индустриальные тенденции безоговорочно указывают на то, что Украина не сможет преуспевать, эксплуатируя свои природные ресурсы, будь-то наш уникальный чернозем или залежи железорудного сырья. Нещадная эксплуатация природных ресурсов и упор на дешевую рабочую силу — путь к окончательному скатыванию в третий мир.

Потенциал экспортно-сырьевого развития экономики Украины исчерпан
Экспорт сырья и полуфабрикатов, а именно на этом сейчас базируется экономика нашей страны, не позволяет найти траекторию для экономического роста по современному инновационному типу. Выращивание кукурузы или пшеницы, производство и продажа на внешних рынках минеральных удобрений или арматуры не требует высококвалифицированной рабочей силы, не создает побудительных мотивов для серьезного технологического прогресса. Хуже того, в нашем случае дешевая рабочая сила включает в себя и высококвалифицированных специалистов, зарплаты которых неадекватны их профессиональным навыкам и творческому потенциалу. Это ведет к массовой эмиграции таких специалистов из Украины. Ситуация усугбляется еще и слабым развитием обрабатывающих отраслей, а также неуклонным старением основных фондов, большая часть которых досталась нам в наследство еще от СССР.

При этом нужно осознавать — никто не ждет нас на мировом рынке с распростертыми объятиями. К тому же способ участия в международном разделении труда очень консервативная вещь. Фактически, международное разделение труда — наднациональная система, которой мало дела до того, что происходит внутри национальной экономики. И если остальные участники международного разделения труда привыкли к тому месту, которая та или иная страна в нем занимает, то они будут рады именно этой роли и этому месту. Вы думаете, что наших торговых партнеров не устраивает тот факт, что нынешнее место Украины в международном разделении труда — экспорт сельхозсырья, металлургической и химической продукции низких переделов? Вполне устраивает, пусть об этом они чаще всего предпочитают молчать (не все так откровенны, как один бывший посол США в Украине). Но нас-то это категорически не может устраивать.

Если мы хотим предложить что-то свое на мировом рынке, то мы рискуем вызвать определенное неудовольствие тех, кто этим уже торгует. Но, как писал историк экономики Эббот Ашер, для промышленных революций всегда были характерны постоянно возникающие новшества. Если мы сможем создавать артефакты, отвечающие требованиям современного индустриального уклада, или благодаря новым способам организации производства наладим выпуск продукции, аналогичной привычным в мире образцам, но с более низкой себестоимостью и ценой, то ее будут покупать на международном рынке. И создание такой продукции — новой, инновационной — будет находиться вне нынешнего места и способа участия Украины в международном разделении труда, которые нас категорически не устраивает. А для того, чтобы наша страна могла создавать современную высокотехнологичную продукцию, мы должны формировать не только достаточную экономическую мотивацию, не только иметь соответствующую политическую волю, мы должны способствовать созданию предпосылок для нового места Украины в международном разделении труда, в том числе и методами денежно-кредитной политики, которые находятся в сфере компетенции Национального банка.

Кстати, из этих же соображений понятно, почему на этапе формирования новых технологических укладов так важно защищать свой национальный рынок, если он емкий и платежеспособный. А если он не таков, то нужно создавать предпосылки для роста его платежеспособности и емкости.

Мы обязаны не только понимать, что реальный прирост стоимости и доходов, повышение благосостояния граждан наблюдается не в тех странах, которые продают на внешнем рынке сырье и полуфабрикаты, а в тех государствах, где это сырье обрабатывают, превращая его в продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Мы должны не только понимать, что наибольшую выгоду приносят создание современной высокотехнологичной продукции. Убежден, что мы понимаем: потенциал экспортно-сырьевого развития экономики Украины исчерпан. Это аксиома. Но мы должны, наконец, перейти к действиям, основанным на понимании всего написанного выше.

Поэтому в окончательном варианте основ денежно-кредитной политики внимание уделяется созданию Нацбанком условий для кредитной поддержки экономического роста. Один из предложенных методов — возможность проведения тендеров рефинансирования с плавающей процентной ставкой. Проводящиеся на прозрачной основе, с соблюдением принципов целевого назначения, такие тендеры позволят банкам активно кредитовать предприятия реального сектора экономики. Считаю, что по мере разработки механизмов тендеров необходимо сделать особый акцент на кредитном сотрудничестве наших банков с предприятиями, нацеленными на производство современной высокотехнологичной продукции, сформировать предпосылки для того, чтобы банкам было выгодно сотрудничать именно с представителями инновационных отраслей экономики. Это будет создавать предпосылки для трансформации экономики Украины — от экспортно-сырьевой ее ориентации к высокотехнологичной современной экономике, основанной на качественных инженерно-технических знаниях. 

В рейтинге Bloomberg Innovation Index-2017 наша страна занимает четвертое место в мире по эффективности системы образования для внедрения инноваций, двадцать седьмое место в мире по патентной активности. Так стоит ли нам унывать?

Мировая экономика переходит в новую промышленную парадигму – парадигму экономного потребления и аддитивного производства, альтернативной энергетики и экономии ресурсов, что будет иметь следствием снижение цен на сырье. Украина обязана вписываться в эту парадигму. У украинцев, имеющих инженерные школы мирового уровня в ряде важных направлений, которые и станут ключевыми факторами успеха, есть достаточные шансы занять достойное место в новом мировом разделении труда, войдя в число лидеров современного промышленного мира.

По материалам: НВ





Просмотров: 1076
Другие новости