Компании

все компании

Богдан Данилишин: Денежно-кредитная политика и рост экономики Украины

30 серпня 2017 року, 14:54

Стабильные цены — необходимое, но недостаточное условие для роста экономики Украины

В преддверии согласования и утверждения Основ денежно-кредитной политики на 2018 год и среднесрочную перспективу хочу в данной статье представить некоторые соображения принципиально-идеологического характера, касающиеся качественного содержания денежно-кредитной политики Украины.

С моей точки зрения, успешное применение различных инструментов денежно-кредитной политики должно обеспечивать достижение масштабных целей в различных временных интервалах. Учитывая текущее состояние экономики Украины и стоящие перед нашей страной задачи, полагаю, что проводимая денежно-кредитная политика не должна замыкаться в пределах выполнения таких, пусть важных, но тактических задач, как обеспечение низких темпов инфляции и достижение стабильности национальной валюты. Нацбанк не должен абстрагироваться от решения проблем стратегического долгосрочного характера, таких, как содействие экономическому росту и повышению уровня занятости населения, а также структурная перестройка украинской экономики, направленная на повышение удельного веса инновационных отраслей.

Стабильные цены — необходимое, но недостаточное условие для роста экономики Украины.  Более того, современная экономика в той или иной мере инфляционна, так как невозможно совсем устранить все факторы, провоцирующие инфляцию, например, такие, как дефицит госбюджета или торгового баланса. А в случае с Украиной к таким факторам нужно отнести еще и структурные диспропорции в экономике, влияние монопольного ценообразования в некоторых секторах народного хозяйства, импортируемая инфляция, инфляционные ожидания предпринимателей и домохозяйств, наконец. В связи с последним из приведенных факторов, замечу, что когда мы в политике НБУ отдаем однозначный приоритет инфляционному таргетированию, то при этом воздействуем преимущественно на инфляцию спроса. Но разве стоит сбрасывать со счетов тот факт, что инфляция издержек производства в условиях высокозатратной экономики Украины в идеале тоже требует некого регулирования? Ведь высокие издержки формируются на всех стадиях производства в нашей стране. Может ли Нацбанк эффективно регулировать данный процесс? Скорее, нет. И это служит достаточным поводом для того, чтобы задуматься о коррекции ныне применяемой модели целеполагания, состоящей в концентрации целей денежно-кредитной политики исключительно на таргетировании инфляции.

Денежно-кредитная политика не может существовать в отрыве от макроцелей экономической политики страны

Спорным является утверждение о том, что модель инфляционного таргетирования является наиболее подходящей на современном этапе развития экономики Украины, особенно с учетом не самой благоприятной и сложно прогнозируемой конъюнктуры международных рынков продукции, составляющих основную часть украинского экспорта (с импортом ситуация выглядит более благоприятно, так как вряд ли стоит ожидать резкого повышения цен на энергоносители).

Анализ успешного зарубежного опыта показывает, что нам необходимо запустить такой механизма развития, который, опираясь на внутренние финансовые ресурсы, важной составляющей которых является банковское кредитование, будет стимулировать точки экономического роста. Считаю, что для нашей страны существует пять групп таких точек экономического роста.

Первая — поддержка тех отраслей экономики Украины, которые длительное время являются ключевыми, и при этом имеют долгосрочный (сельское хозяйство) или среднесрочный (черная металлургия, химическая промышленность) экспортный потенциал. Вторая — предприятия военно-промышленного комплекса. С одной стороны, мы обязаны наращивать боеспособность украинской армии, а не возлагать надежды лишь на предоставление нашими союзниками летального вооружения. А с другой стороны, как показывает практика, в мире в последние годы постоянно растет количество военных конфликтов малой и средней интенсивности, и, в случае успешной работы, отечественный военно-промышленный комплекс, продавая продукцию на экспорт (спрос на нее есть и будет), мог бы стать одним из драйверов роста украинской экономики. Третья — предприятия инфраструктуры и энергетики. Четвертая - отрасли экономики, которые способны обеспечить импортозамещение, поддерживать которые можно методами, стимулирующими повышение спроса именно на продукцию отечественного производства. Пятая — те пока еще немногочисленные украинские предприятия, которые уже могут или потенциально способны производить продукцию, соответствующую уровням пятого и шестого технологического укладов. И будет полезно, если в Основах денежно-кредитной политики Украины в конечном итоге (возможно, не сразу, а со временем, в результате некоторых корректировок) это найдет свое отражение - в рамках тех компетенций, которые относятся к полномочиям Нацбанка. Если мы сможем обеспечить поддержку этих точек экономического роста за счет мер денежно-кредитной политики, то это даст мультипликативный эффект развития как для экономики в целом, так и для банковской системы Украины, в частности.

Давайте не будем забывать о том, что, например, Банк Англии, начиная с 2014 года, проводит программу льготного целевого рефинансирования банков, кредитующих реальный сектор экономики, а также предприятия малого и среднего бизнеса, в том числе те, которые работают в сфере высоких технологий. Равно, как и стоит помнить, что Европейский Центробанк уже несколько лет проводит целевые долгосрочные рефинансовые операции для банков, которые кредитуют производственный сектор экономики. На этом фоне будет несколько странно, если мы продолжим воздерживаться от разработки и внедрения инструментов, предназначенных для стимулирования банковского кредитования предприятий  реальной экономики, особенно тех, которые представляют сектора высокотехнологической промышленности. Тем, кто отнесется к этому скептически либо станет выискивать потенциальную коррупционную составляющую, замечу, что не так уж сложно установить четкие индикаторы и прозрачные механизмы контроля — например, сделать основным принципом такого структурного рефинансирования прямую зависимость его объемов, стоимости и сроков от размера кредитного портфеля того или иного банка, приходящегося на предприятия реальной экономики. Было бы желание.

Кстати, если мы поставим себе целью стимулирование при помощи различных мер, в том числе и мер денежно-кредитной политики, расширения деятельности предприятий, продукция которых может успешно замещать импортируемые товары, то сможем добиться двух целей одновременно: не только нарастить ВВП Украины, но и противодействовать инфляции — частичное замещение импортных товаров в потребительской корзине украинцев качественной продукцией отечественного производства приведет к определенному выравниванию платежного баланса, не допустит ослабления курса гривны, что, в свою очередь, будет способствовать стабилизации инфляции через неповышение цен других импортируемых товаров.

Полагаю, что если не сейчас, то в ближайшее время, нам необходимо определение таких приоритетов денежно-кредитной и финансовой политики, которые будут сводиться не столько к стабилизации цен, сколько к развитию секторов реальной украинской экономики. Мы не можем удовлетвориться ситуацией, которая сейчас наблюдается у нас, когда примеры  позитивной экономической динамики (рост реального ВВП во втором квартале текущего года на 0,6% в сравнении с первым кварталом) неожиданно сменяются такими малоприятными данными, как, например, те, которые были опубликованы Госстатом по итогам июля — промышленное производство в июле нынешнего года снизилось на 2,6%, если сравнивать с июлем прошлого года, и на 0,7%, если сравнивать январь-июль 2017 года с аналогичным периодом 2016 года.

Я убежден, что денежно-кредитная политика не может существовать в отрыве от макроцелей экономической политики страны — нам сейчас крайне важно не преследование краткосрочных количественных показателей, а создание предпосылок для устойчивого развития экономики Украины.  При этом, конечно, Нацбанк, как независимый орган должен обладать правом на проведение так называемой дискреционной денежно-кредитной политики, то есть допускать возможность оперативной и гибкой реакции на временные изменения экономической конъюнктуры.

Жесткая кредитно-денежная политика, даже если она обеспечивает реальный успех в обуздании инфляции, сдерживает деловую активность, и, в конечном итоге, не способствует росту экономики. Роль кредитно-денежной политики в нашей стране не должна сводиться к созданию предпосылок для экономического роста в виде только лишь низких и контролируемых Нацбанком темпов роста цен, а также предсказуемого уровня процентных ставок. Это важно, но этого недостаточно. Принимая во внимание сферу ответственности и пределы компетенций НБУ, мы не должны дистанцироваться от решения проблем восстановления устойчивого и быстрого экономического роста. Некоторые мероприятия в этом направлении я предложил в настоящей статье. Надеюсь, коллеги дополнят их своими конструктивными предложениями, которые позволят утвердить Основы денежно-кредитной политики Украины на 2018 год и среднесрочную перспективу в таком виде, который будет способствовать одновременно и росту экономики нашей страны, и ее качественной трансформации. 


По материалам: НВ





Просмотров: 1431
Другие новости