Компании

все компании

НБУ против аудиторов: борьба за качество или монополизация?

23 серпня 2017 року, 10:14

Похоже, вслед за расчисткой банковского рынка, НБУ решил заняться и смежными, имеющими отношение к его непосредственным подопечным. А именно – аудиторские компании, допущенные к аудиту банков Украины.

Прямые обвинения чиновников Национального банка в адрес украинского офиса аудиторской компании PricewaterhouseCoopers вскоре после национализации ПриватБанка завершились тем, что в июле эта компания "Большой четверки" была исключена из реестра фирм, имеющих право на проведение аудиторских проверок банков.

А уже через месяц регулятор обнародовал проект изменений в Положении о порядке ведения соответствующего реестра.

Регулятор считает, что практика ведения реестра показала неоднократные случаи включения в состав аудиторской фирмы аудиторов банков, ранее участвовавших в проверках (подписывали отчет аудитора) в составе аудиторской фирмы, которую НБУ исключил из реестра за некачественное оказание аудиторских услуг.

Изменения НБУ инициировал с целью усиления ответственности аудиторских фирм, избегания случаев отсутствия технических условий для проведения аудита, а также упредить привлечение аудиторскими фирмами аудиторов банков с ненадлежащей квалификацией.

При этом регулятор уверен, что урегулирование этой проблемы не может быть решено с помощью рыночных механизмов или других действующих регуляторных актов.

Однако к чему на практике приведут планируемые изменения?

Среди прочего, для включения в обновленный реестр, компания должна иметь в штате сотрудников с сертификатами одной из следующих профессиональных организаций: ACCA, AICPA, ICAEW, CIPA, иметь соответствующее нежилое помещение в собственности или аренде.

Но самые главные изменения, которые серьезнее повлияют на рынок:

Компания должна иметь договора об аудите банков в течение последних двух летАудиторская компания должна будет иметь в своем штате пять аудиторов, имеющих сертификат аудитора банков и находящихся в штате по основному месту работы (сегодня – двое)В штате аудиторской фирмы не должно быть (по основному месту работы или по совместительству) руководителя/аудиторов банков, по другому месту работы участвовавших в аудиторских проверках банков (подписывали отчет аудитора) в составе аудиторской фирмы, с которой в течение последних трех лет Национальным банком применялось взыскание в виде исключения из реестра.

Другими словами, вход на рынок будет закрыт любым компаниям, которые не окажутся в реестре на момент его чистки после принятия изменений. Ведь как можно будет заключить договор об аудите банка, если тебя нет в реестре? Во-вторых, части сотрудников PwC и других фирм, против которых НБУ применял санкции, станет крайне тяжело найти работу в Топ-аудиторских фирмах.

А как минимум пятерых аудиторов банков в своем штате имеет… 6 компаний из 22 ныне присутствующих в реестре.

Конечно, банков на рынке стало меньше, но это не означает, что число аудиторских компаний этих банков надо сократить почти в четыре раза и надо закрыть выход на рынок для других.

Возможно, если практика ведения реестра уже привела к истории с ПриватБанком, то стоит ли вообще вывести реестр из компетенции НБУ? По предложенной редакции рынок просто превращается в монополию, но где гарантии отсутствия проблем в будущем? Неужели PwC не была бы включена в этот новый реестр, не имей конфликта с НБУ – как новые правила смогут уберечь от таких прецедентов?

Пример юридического рынка показывает, что необходимо саморегулирование и уменьшение влияния политиков и госорганов. А НБУ, хоть и во многом успешно реформированный, еще очень далек в степени независимости от политиков, как соответствующие регуляторы в США или странах ЕС.

Например, в судебной отрасли независимым органом контроля стал Высший совет правосудия. Саморегулируемой сферой деятельности является и институт адвокатуры. Было бы странно, если бы судьи или прокуроры решали, кого допускать в качестве адвоката к тому или иному человеку.

Почему бы не сделать более прозрачным и рынок аудита банков, оставив за НБУ лишь надсмотр за саморегулирующимся рынком, а не идти на пути "закручивания гаек".


Глеб Сегида


По материалам: НВ





Просмотров: 1256
Другие новости