Компании

все компании

Чем грозит РФ отток капитала

14 липня 2014 року, 17:35
Чем грозит РФ отток капитала
Финансы нельзя удержать пропагандой. Отток капитала из России – первый признак того, что стране рано или поздно состоится переворот

Отток капитала из России в текущем году, согласно прогнозам правительства РФ, может достичь $100 млрд. Это, конечно, меньше, чем $200 млрд, о которых весной говорил глава ЕЦБ Марио Драги, но тоже впечатляет. Особенно впечатляет украинцев, для которых кредит от МВФ в $16 млрд казался манной небесной, да и весь урон от оккупации Крыма оценивается в гораздо меньшую сумму.

Впрочем, для РФ потеря $100 млрд пока ничего не означает. В настоящем моменте. Конечно, предрекает коллапс в будущем - но пока далеком. В целом же, эта цифра не появилась на пустом месте. Нельзя сказать, что капитал любил Россию и тут вдруг испугался, увидев безумие Путина. Подобный отток - стабильный процесс для российского рынка в последние годы. Фондовый рынок сокращался, участники разбегались, капитал уходил. Да, на сегодня он отыграл все потери марта-апреля. Спекулянты циничны и покупают то, что стоит дешево. Но говорит ли это о хорошем здоровье российского фондового рынка, как подсказывает обывательская логика? Нет, как бы того не хотелось. 

Пока мировые фондовые рынки находятся на своих исторических максимумах или около них, российский фондовый рынок гордится тем, что отбился от дна. Да и для российских заемщиков, потребности которых в рефинансировании на 2014 год оценивались в сотни миллиардов долларов, внешние рынки практически закрыты. Пока мир переживает бум на рынке облигаций развивающихся стран, а инвесторы в поисках доходности заглядывают в самые темные уголки планеты, мы видим только разовые попытки выхода на внешние рынки со стороны российских компаний. При этом они предпочитают занимать в евро, франках, китайских юанях и даже тьмутараканских тугриках, но не в долларах. А выпуски государственных еврооблигаций отложены до лучших времен. Которые могут и не настать, если динамика и тренд сохранятся. Но пока цена на нефть держится выше $100 за баррель, любой отток капитала не может дестабилизировать ситуацию. Резервы центрального банка, который тратит миллиарды на поддержку курса рубля, продолжают расти, а платежный баланс закрывается в плюсе. Поэтому отток капитала волнует сейчас лишь аналитиков, экономистов и теряющих работу финансистов.

А народ поглощает пропаганду. И ему все равно, утекает капитал или притекает, ведь эти деньги виртуальны. Равно как и списанные долги Кубы. Мы тут в порыве патриотического презрения к соседям уже успели порадоваться, что российских пенсионеров лишили еще небольшого кусочка радости, списав Гаване огромные долги. Но эти долги никто и не собирался отдавать, поэтому экономический эффект те же пенсионеры, и другие жители бескрайней России, вряд ли почувствуют. Как и не почувствуют оттока капитала. И сейчас речь идет о прямом влиянии, а не косвенном. Ведь невдомёк Ивану с уральского завода, что это одна из причин, по которой он споткнётся по дороге домой на неровном асфальте, разбив купленные на честно заработанные деньги пол-литра. Или что на улицах его городов не видно автомобилей Тесла, а про 3D-принтер его сын может прочитать только в интернете. Капитал ведь никогда не приходит один, и нельзя ассоциировать такие движения только с нью-йоркскими спекулянтами. Его сопровождают технологии. И когда разрыв в технологическом развитии составляет уже столетия, никакие Сколково не могут исправить ситуацию. И остается уповать только на духовные скрепы. И это те самые косвенные санкции, которые не способны остановить колонну бронетехники сейчас, но способны стать непреодолимым препятствием на пути развития государства. В конце концов, когда в прошлый раз немцы выиграли чемпионат мира, то никто еще не ожидал, что через год не станет СССР.

А нам надо помнить, что мир циничен и рационален. Россию могут не пустить на выставку вооружений, но не потому, что под покровом ночи прорывается колонна бронетехники. Просто -конкуренция. И по этой же причине французы достроят свои мистрали и отправят их россиянам. Ничего личного, только бизнес. А вводимые санкции максимально стараются обезопасить европейских налогоплательщиков (и доноров предвыборных фондов правящих партий), и направлены на разного рода Бабаёв, которых страшно пугает перспектива отказа в получении шенгенских виз. Но это в свою очередь означает, что отток капитала, закрытость рынков для россиян – это не эмоциональное решение, основанное на мифической справедливости.

 Более года назад на мероприятии Украинской биржи один из экспертов сказал, что рынок, наверное, знает больше, чем он. Это был март 2013 года, индекс украинских акций лежал глубоко на дне, и создавалось впечатление, что банк Аваль начал торговать семечками, на Азовстали сгорел последних цех, а Мотор Сич полностью перешла на производство миксеров. Еще не было Майдана, войны и девальвации. Но рынок уже «знал». А все потому, что к Майдану вели те же факторы, которые заставляли инвесторов распродавать украинские активы. Шаг за шагом, маленькие события, день за днем. Множество взмахов крыльев бабочек, таких как решения районных судов или очередной тендер правительства. Вот такие же события долгие годы происходят и в России. Заставляя закрывать офисы, выводить деньги. Финансы, которые нельзя остановить пропагандой. Равно как и здоровье финансового рынка не улучшится, если основные игроки вдруг станут государственными, убрав конкуренцию как класс.

Российские финансисты еще долго будут вспоминать золотую пору 2006-2008 года. Как и украинские. Но если в Украине есть шанс, что жизнь вернется, то для России это уже маловероятно. И пусть никого не обманывает текущее состояние. Ведь главное – это тренд.

По материалам: nvua.net





Просмотров: 2230
Другие новости