Українські сировари зіткнулися з проблемою зниження продажів як через високу ціну українських сирів, так і через зростання
За год госкомпании увеличили убытки на треть — до 18 млрд грн
Особо отличившееся
Финансовые показатели госсектора главным образом зависят от состояния дел предприятий, подчиненных Минагрополитики, Мининфраструктуры, Минобороны, Фонду госимущества и госконцерну «Укроборонпром». Из этого перечня лишь компании Министерства инфраструктуры и «Укроборонпрома» закончили прошлый год с прибылью — 2,2 млрд грн и 490 млн грн соответственно, тогда как остальные показали убытки. Одной из основных причин убыточности госпредприятий министерства называют техническую и моральную изношенность основных фондов, а также рост цен на сырье и энергоносители, высокие тарифы на перевозку грузов и увеличение налоговой нагрузки. Убытки также генерируются из‑за отсутствия госзаказов и эффективного механизма привлечения инвестиций.
Наибольшие убытки показали предприятия, подчиненные Министерству энергетики и угольной промышленности. В общей сложности эти убытки составляют 18,5 млрд грн, свидетельствуют данные мониторинга Минэкономразвития. При этом лишь 10 % компаний Минэнергоугля являются прибыльными — 44 из 442. Наихудшие финансовые результаты у угольных государственных шахт. За прошлый год они увеличили убытки на 27 % — до 15,128 млрд грн. По словам первого заместителя директора Национального института стратегических исследований (НИСИ) Ярослава Жалило, убытки шахт объективно обусловлены издержками добычи, такими как глубокое залегание угля и истощенные слои, а также ценообразованием на уголь. «Когда уголь, поступающий на частные корпорации, приобретается по сниженной цене, то убыток переносится на саму шахту. Это делается в том числе и ради социального эффекта, например, для удешевления электроэнергии», — отмечает эксперт. По его мнению, преодолеть убыточность с помощью более эффективного менеджмента вряд ли получится. Как вариант, можно законсервировать шахты до тех пор, пока не появится возможность применять технологии, позволяющие добывать уголь более рентабельно. С другой стороны, консервация шахт может обойтись дороже, чем поддержание их в рабочем состоянии. «Сегодня, учитывая ситуацию на востоке страны и готовность Евросоюза помочь Украине, можно попытаться привлечь часть европейских денег именно на реструктуризацию угольной промышленности», — полагает Жалило. При этом, по его мнению, эффективность части шахт также можно повысить за счет их приватизации, однако доля таких объектов в совокупном объеме будет невелика.
Еще одна черная дыра государственного сектора экономики — НАК «Нафтогаз України». В прошлом году компания увеличила чистый убыток на 14,2 % по сравнению с 2012 г. — до 12,521 млрд грн. Впрочем, учитывая структуру управления компании, она не попала под мониторинг Минэкономразвития. Это значит, что с «Нафтогазом» госсектор показал бы около 30 млрд грн убытка.
Получить по заслугам
Сложно сказать, примут ли в Кабинете министров к сведению отчет Минэкономразвития и как будут распоряжаться цифрами. К примеру, в прошлом году министерство рекомендовало правительству проанализировать деятельность предприятий, чьи управленцы получили оценку «неэффективно», и при необходимости рассмотреть вопрос о ликвидации либо приватизации таких активов. Также было рекомендовано расторгать контракты с теми директорами, по вине которых образовалась задолженность по зарплате. Впрочем сейчас критерии принятия кадровых решений относительно государственных топ-менеджеров изменились. Наиболее заметные увольнения были уже в 2014 г. после смены правительства. В частности, своего места лишились генеральный директор ГП «Антонов» Дмитрий Кива и глава госконцерна «Укроборонпром» Сергей Громов. Хотя «Укроборонпром» оказался одним из наиболее эффективных холдингов по итогам 2013 г., сумев второй год подряд наращивать чистую прибыль своих предприятий и рассчитаться с долгами перед сотрудниками. «Антонов» закончил год с прибылью свыше 39 млн грн.
По материалам: Капитал