Компании

все компании

Александр Паращий: «У Украины переговорная позиция по газу сильнее, чем у России»

17 червня 2014 року, 21:34

Александр Паращий, руководитель аналитического департамента Concorde Capital, в интервью RFI объяснил, почему, на его взгляд, Киев сейчас может диктовать Москве условия по газовым поставкам.

RFI: Россия уже отключала газ Украине, сейчас Киев намного жестче, намного агрессивнее ведет себя. С чем связана перемена  поведения?

Александр Паращий: Все очень просто. Сейчас совсем другое время. Если мы вспомним предыдущие газовые войны, то они были, в основном, в зимний период, когда в Украине потребление газа в три или даже в четыре раза выше, чем в летний период. Тогда, когда на улице морозы, у нас много потребляется газа на производство тепла. Соответственно, запасы газа очень быстро расходуются. Сейчас у нас лето и, в принципе, потребление газа приблизительно равно внутренней добыче газа в Украине. Соответственно, те запасы газа, которые Украина накопила, она их будет держать на текущем уровне до начала осени. А это на сегодняшний день 13,5 миллиардов кубических метров.

А когда эти запасы закончатся, какие новые условия могут быть выдвинуты. Насколько вы считаете реальной возможность договориться с Газпромом?

В отличие от предыдущих газовых войн, которые были зимой, сейчас у Украины переговорная позиция более сильная, потому что Украине в ближайшие 3-4 месяца не будет нужен российский газ. Но России нужно торговать с Европой российским газом, и Европе нужен российский газ, который будет проходить через украинскую территорию. Соответственно, Россия не может прекратить подачу газа в Украину без ущерба для своей экономики. При этом Украина может спокойно перекрыть газ, который идет из России в Европу, без ущерба для себя. Из-за того, что переговорная позиция на данный момент более сильная, Украина может диктовать свои условия и России, и Европе и заставлять их договориться между собой, чтобы принести Украине приемлемую цену на газ.

Вы говорите, что Россия не может перекрыть газ на Украине, но она только что это сделала. И Украина с Россией одновременно обратились с исками друг другу в арбитраж. То есть, Москва уже на это пошла.

На самом деле, полностью газ не перекрыт. Россия снизила объемы поставки газа, потому что ¾ газа, которые поставляются из России на территорию Украины – это транзитный газ, который идет в Европу. Полностью газовый вентиль не перекрыт, просто уменьшены объемы с расчетом на то, что Украина не будет отбирать из газопровода газ. Весь газ предназначен для Европы.

А если Украина будет забирать этот газ, какие страны пострадают прежде всего?

В первую очередь пострадают Балканские страны, которые очень сильно зависят от российского газа. Очевидно, страны центральной, северной Европы менее зависимы из-за того, что есть альтернатива – это «Северный поток», это газопроводы, которые идут через Беларусь.

В Европе речь идет о реверсных поставках газа и возможной реакции России на эти реверсные поставки. Россия обладает каким-то набором инструментов, чтобы болезненно отреагировать?

Пока ситуация не очень понятна. Известно только то, что оптимальным вариантом по реверсу для Украины является Словакия. А Словакия очень сильно зависит от Газпрома. И сейчас Газпром пытается влиять каким-то образом на Словакию, чтобы она, как минимум, повременила с реверсными поставками. И пока именно в этом проблема Украины. Сейчас и Еврокомиссия, и Украина пытаются надавить на Словакию со своей стороны, Газпром своим экономическим влиянием пытается препятствовать этим процессам. Честно говоря, сложно сказать, чем эти разговоры, переговоры закончатся.


По материалам: russian.rfi.fr





Просмотров: 2327
Другие новости