Компании

все компании

Джиллиан Тетт: Почему Дяде Сэму нужны новые подсластители для его облигаций

3 лютого 2014 року, 14:57
На минувшей неделе правительство США сообщило две достойные внимания новости. Одна произвела фурор: в среду Федеральная резервная система объявила об очередном сокращении своих ежемесячных покупок облигаций на $ 10 млрд. Это уже второй шаг по сворачиванию количественного смягчения, вызвавший тревогу в Twitter и оказавшийся на первых полосах в СМИ.

Однако настоящая драма случилась за несколько часов до этого, когда Дядя Сэм успешно продал инвесторам двухлетние облигации с плавающей ставкой на сумму $ 15 млрд, впервые за 16 лет внеся новшества в госдолг. Продажа этих облигаций, ставки которых переустанавливаются в соответствии с рыночными ставками (и таким образом нивелируются любые убытки от роста ставок), привлекла заявок на $ 85 млрд. Но сообщений об этом вы не найдете ни в соцсетях, ни в традиционных СМИ.

Торги по гособлигациям — это скорее технические мероприятия. Сворачивание же количественного смягчения от ФРС, напротив, наполнено драматизмом для глобальных инвесторов, особенно тогда, когда эта мера может спровоцировать колебания на развивающихся рынках. Однако со стороны инвесторов и налогоплательщиков было бы глупо проигнорировать «плавающие» облигации. Они показывают, насколько активно чиновники Министерства финансов ищут пути обеспечения возможности США и дальше продавать свои бумаги глобальным инвесторам, когда процентные ставки повысятся. И исход таких осторожных экспериментов может оказаться критическим в контексте того, насколько гладко пройдет горячо обсуждаемое сворачивание.

Главный вопрос частично касается того, каким образом Минфин продает гособлигации. В прошлом это делалось напрямую: облигации имели фиксированную процентную ставку, и большинство из них были или краткосрочными, или десятилетними. До недавнего времени американские чиновники практически не видели причин для изменения своего подхода, так как спрос был очень высоким.

Однако сейчас привычный курс начинает выглядеть опасно самодовольным. Забудем о том, что за последние десять лет огромный долг США удвоился и достиг $ 17 трлн; оставим в стороне недавние бюджетные противостояния и угрозу нового поединка по поводу лимита госдолга. Еще одна проблема Минфина — профиль госдолга с точки зрения наступления сроков выплат.

В последние тридцать лет этот срок составлял в среднем 58 месяцев. Во время финансового кризиса он снизился до четырех лет, что составляет половину от среднего срока выплат в большинстве европейских стран. Это создало определенное преимущество: поскольку ФРС удерживала ставки на крайне низком уровне, общие затраты на выплату процентов росли не так быстро, как общий долг. Как и для домовладельца с ипотекой с плавающей ставкой низкие ставки означали низкие ежемесячные выплаты процентов для Минфина: сейчас они составляют 6 % государственных расходов, тогда как двадцать лет назад — 15 %.

Однако это преимущество не без ложки дегтя, о которой хорошо знают заемщики ипотечных кредитов: если ставки вырастут, выплаты процентов могут увеличиться. И если инвесторы начнут паниковать по поводу инфляции, более высоких ставок или нестабильности в связи с бюджетом, это взвинчивание может быть еще более интенсивным.
Хорошая новость состоит в том, что Минфин знает о такой опасности и старается подготовиться. В последние месяцы он успешно повысил средний срок выплат, продав больше долгосрочных облигаций. Сейчас срок составляет 66,7 месяца, и чиновники говорят, что к 2020 г. он может достичь 80 месяцев.

Остается вопрос на $ 17 трлн: будет ли этого времени достаточно? Совпадение событий этой недели дает некоторые основания для утешения: продажа облигаций с плавающей ставкой стала успехом в контексте дешевого привлечения денег. Однако на фоне того, что ФРС продолжает сворачивать количественное смягчение, проблема в связи с выпуском долговых обязательств будет усугубляться, наряду с необходимостью гибких нововведений.



По материалам: Капитал





Просмотров: 1647
Другие новости