Компании

все компании

Куда уходят украинские деньги

15 січня 2014 року, 17:17

По оттоку капитала из страны, как и по обратным «инвестициям» в экономику Украины, оффшорные компании по-прежнему занимают стабильно лидирующее положение. Однако в последнее время в Украине в частоности и в мире в целом началась серьезная кампания по противодействию оффшорным схемам.

«Черные дыры» экономики

Мы не зря сравнили оффшоры с такими экзотическими космическими объектами как «черные дыры». Чем-то оффшор по своей природе и в самом деле напоминает «черную дыру». То есть объект, обладающий такой силой притяжения, что если что-либо материальное попадает в поле его действия, обратно оно уже не возвращается. По крайней мере, если денежные средства переводятся в счета в оффшоре, достать их оттуда, например, налоговой службе, не представляется возможным.

Чтобы оценить влияние оффшоров на мировую экономику в целом, следует обратиться к цифровой конкретике. По оценкам благотворительной организации Oxfam, которая ссылается на собственные подсчеты, в оффшорах сегодня спрятано как минимум 18,5 триллиона долларов доходов физических лиц со всего мира. Две трети от этого объема размещены на счетах в европейских оффшорах, треть — в оффшорнах юрисдикциях Великобритании, которая является лидером по этому показателю. В целом налоговые уклонисты, по оценке Oxfam, нанесли бюджетам своих стран общий ущерб на сумму в 156 миллиардов долларов.

Следует добавить, что Oxfam оценивала объем скрытых от налогов средств исходя из данных Credit Suisse Global Wealth Databook, где указывается, что мировое состояние без учета недвижимости составляет 94,7 триллиона долларов. В целом, как подсчитали в Oxfam, физлица держат в оффшорах 19,5% своих средств.

Хотя реально оценить суммы, которые находятся в оффшорах, с достаточной точностью вряд ли возможно. По той существенной причине, что большинство оффшорных юрисдикций не предоставляют данные о счетах своих клиентов.

Например, в исследовании бывшего главного экономиста «МакКинзи энд Ко» Джеймса Генри, проведенным им для организации «Сеть Налоговой Справедливости» отмечается, что по состоянию на конец 2010 года в так называемых налоговых «убежищах» было укрыто не менее 21 триллиона долларов, принадлежащих богатейшим индивидам планеты. Эта сумма эквивалентна размеру экономик США и Японии вместе взятых. Хотя она может достигать и 32 триллионов.

Хотя оценка в 21-32 триллиона, отмечается в исследовании, опубликованном в феврале 2013 года, еще довольно консервативна. Это всего лишь финансовая составляющаябогатств, укрытых от налогообложения в оффшорах, не учитывающая дорогой недвижимости, яхт и других нефинансовых ценностей. Число богатых людей на планете, укрывших в оффшорах свои деньги, в общей сложности не менее 10 миллионов человек. Из них примерно 92 тысячи человек обладают 9,8 триллиона долларов, упрятанных в оффшорах.

И еще один любопытный факт. По данным исследования совокупные внешние долги 139 стран-заемщиков достигли на конец 2010 года цифры в 4,1 триллиона долларов. Но если принимать во внимание капиталы, которые вытекли из этих стран в оффшоры, то картина окажется совершенно противоположной: получается, что они являются не должниками, а странами-кредиторами, из которых ушло за рубеж порядка 10-13 триллионов долларов. Таким образом, богатства, выкачанные из этих стран, оказались в руках кучки сверхбогатых людей, в то время как долги этих стран, при помощи их правительств, были переложены на плечи рядовых граждан.

Как спастись от налогов «бедному» украинцу?

Ситуация с перекачиванием денег в оффшоры характерна и для нашей страны.

Реально назвать суммы, хранящиеся на оффшорных счетах состоятельных украинцев, также вряд ли возможно: по названной выше причине, связанной с отсутствием достоверной информации. Хотя, если верить оценкам американского аналитического центра Tax Justice Network, за годы независимости из Украины в оффшоры выведено$167 млрд. Это чуть меньше всего объема валового внутреннего продукта за 2012 год.

Что касается оффшорных «переводов», то как сообщил недавно министр доходов и сборов Александр Клименко, объем средств, которые были выведены из-под налогообложения в Украине в страны с низкими налоговыми ставками, с начала 2013 года составил 33 млрд. гривен (в прошлом году она составила по сообщениям СМИ 53 млрд. грн.).

Это конкретно свидетельствует о том, что некоторые отечественные олигархи, как и предприниматели рангом пониже, и дальше продолжают активно использовать при ведении своих дел оффшорные юрисдикции.

Что касается методов применения оффшорных схем, то их, конечно, существует великое множество. Что касается отечественной практики, то среди наиболее популярных в Украине можно четко выделить как минимум две. Например, при проведении тендера (особенно если речь идет о закупке чего-либо за государственные деньги и если тендер закрытый) у компании-фирмы «А»- победителя конкурса - что-то приобретается на определенную сумму, которая ей впоследствии и переводится. Но дело в том, что учредителем фирмы «А» реально является фирма «Б», зарегистрированная уже на каком-то оффшоре. В результате полученные деньги «уплывают» туда, где налоги платить с «операции» не нужно. Тем более «победитель» тендера в таких случаях известен заранее. Примеров подобной практики можно привести великое множество. Тем более о них периодически сообщают отечественные СМИ.

Не менее популярен и метод «иностранного» инвестирования, когда на Украину под видом инвестиций переводятся деньги какой-либо иностранной компании, зарегистрированной в том же самом оффшоре. Правда, гражданином Украины. Потом эти же средства возвращаются обратно. Естественно, без уплаты налогов в нашей стране.

Главный инвестор

Следует сказать, что основным инвестором в «экономику» Украины на сегодня являетсяКипр, на который и приходится основная доля всех «вложений». Благо денег «бедных» украинцев в тамошней налоговой гавани «отстаивается» не мало. Еще в апреле текущего года посол республики Кипр в Украине Эвагорас Врионидес по поводу вкладов украинских граждан заявлял: "Насколько нам известно, это где-то 14,5 млрд. долларов. Все остальное – банковская тайна".

Впрочем, на кипрском кризисе, который разразился весной 2013 года, украинские вкладчики банков Laiki и Вank of Cyprus, потеряли 1 млрд. и 700 млн. евро соответственно. Тогда, в обмен на предоставление кредита в 10 млрд. евро
Кипру пришлось согласиться на ликвидацию проблемного банка Laiki и передачу его "здоровых" активов Банку Кипра (два крупнейших банка страны), который, в свою очередь, был подвергнут жесткой процедуре принудительного привлечения средств крупных вкладчиков для его рекапитализации.

Тем не менее, кипро-украинский денежный кругооборот за последние годы впечатляет. О чем можно судить по предлагаемой ниже таблице инвестиций:

 

Как можно судить из приведенной выше таблицы, кипрские «потрясения» не особо повлияли на украинских любителей вложения денег в это островное государство, на которое по итогам 9 месяцев 2013 –го пришлось почти 90 % всего того, что инвестировалось за рубеж.

Добавим, что совокупный объем прямых иностранных инвестиций, накопленных Украиной за период с обретения независимости в 1991 году и до 1 октября 2013 года, достиг$56,565 млрд, или $1,246 на душу населения.

Конечно, инвестиции приходили не только с оффшоров (инвесторами Украины в 2013 году являлось в общей сложности 138 государств). Но факт остается фактом: общая доля инвестиций из оффшорных юрисдикций среди крупнейших инвесторов Украины выросла на 7,6% по сравнению с показателем на 1 июля 2012 года. Так на 1 июля 2013 год инвестиции из трех наиболее значимых офшоров - Кипра, Британских Виргинских островов и Белиза составляли 21,35 млрд. долл., что в общем объеме прямых иностранных инвестиций составляет 38,6%. По итогам первого полугодия 2012 года эти показатели составляли 16,3 млрд. долл. и 31% соответственно.

Таким образом, инвестирование в Украину из Кипра достигло рекордного уровня и составило в общем счете на 1 октября 2013 г. $18712 млн.

Как и предполагалось ранее, в общем количестве инвестиций увеличивается и доля альтернативных оффшоров. В первую очередь это касается Виргинских островов ($2452,4 млн.) и Белиза ( $1004 млн.) Последний, кстати, в списке инвесторов в этом году появился впервые. Отметим, что растет также уровень инвестиций из Нидерландов и Швейцарии, которые используются украинским бизнесом в качестве налоговых гаваней.

И еще один интересный момент. По данным областных подразделений Государственной службы статистики, в Украине среди существенных, значится 20 оффшорных юрисдикций из которых осуществляется инвестирование в страну. Это уже упоминаемые Кипр, Виргинские острова, и Белиз, а также Сейшелы, Джерси, Лихтенштейн, Люксембург, Багамские острова, Сент-Китс и Невис, Мальта, Гонконг, Монако, Сингапур, Доминика, Сент Винсент и Гренадины, Каймановы, Маршалловы острова, Гибралтар, Аруба. Наибольшее количество оффшорных зон инвестирующих в Украину, по данным областных управлений Государственной службы статистики, приходится на Одесскую область.

Борьба с ветряными мельницами: у них

Конечно, нельзя сказать, что процесс пагубного влияния оффшоров на экономики стран, из которых туда ежегодно переправляются миллиарды и миллиарды долларов, пущен на самотек. В мире существует целый ряд межгосударственных организаций, призванных поставить надежный заслон распространению оффшорной «чумы». Это и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), отвечающая за противодействие недобросовестной налоговой конкуренции, и Форум финансовой стабильности (ФФС), в состав которого входят все члены «Большой двадцатки» и члены FATF, призванные обеспечивать финансовый контроль и борьбу с отмыванием денег.

Кроме того, на саммите G-20, который прошел в сентябре этого года в Санкт-Петербурге, был утвержден план борьбы с размыванием базы налогообложения и перемещением прибыли (План BEPS), представленном Организацией экономического сотрудничества и развития.

Но, как отмечают авторы большинства исследований, посвященных оффшорной тематике, «анализируя методы борьбы ведущих государств с оффшорами, можно увидеть их ограниченность и декларативный характер принимаемых решений».

Как отмечал в своем докладе уже упоминаемый Джеймс Генри, оффшорный сектор, который специализируется на выводе капиталов от налогообложения, выстроен и управляется вовсе не какими-то сомнительными теневыми конторами, созданными на крошечных островах, а крупнейшими в мире частными банками, юридическими фирмами, расквартированными в столицах Первого Мира – Лондоне, Нью-Йорке, Женеве. Детальный анализ деятельности этих банков показывает, что их лидеры очень часто фигурируют как получатели крупных пакетов финансовой помощи от государства и в других финансовых трюкачествах.

И все это происходит по его словам на фоне того, что официальные учреждения вроде Банка Международных Расчетов, МВФ, Мирового Банка, ОЭСР и «Большой двадцатки», а также ведущие Центробанки обладают данными, необходимыми для точной оценки происходящего. Совершенно сознательно они терпимо относятся к разрастанию оффшорного сектора и дальше, до бесконечности.

Что у нас

Украина по-своему тоже пытается противодействовать «оффшоризации» экономики. В этой связи стоит вспомнить подписанную в ноябре 2012 года с Кипром Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предупреждения уклонений в отношении налогов на доходы.

Как тогда сообщала пресс-служба Кабмина, в результате подписания документа предприниматели обеих стран получат гарантии, что прибыли, полученные от предпринимательской деятельности на территории другой страны, не подлежатдвойному налогообложению. Конвенция также гарантирует, что предприниматели одного государства будут облагаться налогом в другом государстве на тех же условиях, что и предприниматели другого государства. То есть, отныне "иностранные" инвесторы с Кипра будут платить такие же налоги, как и в Украине.

Отметим, что кипрскую проблему неоднократно и безуспешно пытались решить на протяжении многих лет. До этого момента между Украиной и Кипром действовал договор, подписанный еще СССР в 1982 году. В последующие годы Украина и Кипр так и не смогли договориться, а переговоры о новых условиях велись еще с 1997 года.

Кроме упорядочения отношений с Кипром с сентября уже нынешнего года вступил в силузакон о трансфертном ценообразовании. А ведь, как отмечал в июле этого года президент Европейской Бизнес Ассоциации Томаш Фиала, большая часть инвестиций в Украину – это кругооборот денег, которые выходят из Украины через трансфертное ценообразование и заходят назад как прямые иностранные инвестиции.

Напомним, что законом в частности предусмотрено, что контроль за трансфертным ценообразованием будет осуществляться при проведении операций с каждым контрагентом, если их объем превышает 50 млн. гривен. Кроме того контроль будет касаться и лиц, если среди них хотя бы одно зарегистрировано на территории, где ставка налога на прибыль или корпоративный налог на 5 и больше процентных пунктов ниже, чем в Украине.

Как отмечают иностранные эксперты, принятие такого закона - один из самых эффективных способов избежать нечестного перераспределения средств между юрисдикциями и обеспечиния должного уровеня поступлений в госбюджет. По мировой статистике, каждая пятая проверка по вопросам трансфертного ценообразования приводит к дополнительным налоговым начислениям. Добавим, что более 60 стран уже внедрили контроль над трансфертными ценами.

В Министерстве доходов и сборов надеются, что вступление в силу закона о трансфертном ценообразовании принесет в госбюджет, в течение трех лет, дополнительно 20 млрд. гривен.

Однако, в квартальном экономическом прогнозе Ukrainian Economic Trends Forecast на III квартал 2013 года, подготовленном аналитической группой Da Vinci AG, отмечается, что новая система контроля трансфертного ценообразования сможет дать возможностьконтролировать наиболее одиозные сделки и таким образом увеличить поступления в бюджет. Но говорить об эффективности новой системы можно будет только после установления единых правил игры для всех субъектов ВЭД, а также от судебной практики. Пока что, считают в Da Vinci, украинское правительство не имеет существенной возможности повлиять на ситуацию. Хотя, как нам кажется, судить о том, насколько успешным будет применение этого закона можно будет не ранее, чем по итогам хотя первого полугодия 2014 года.

Остается добавить, что, не так недавно министр доходов и сборов Александр Клименко заявил что, Украина приветствует существование Плана BEPS, о котором мы говорили выше, и готова присоединится к нему. Как он подчеркнул в этой связи, - Украина заинтересована в своем участии в глобальных структурах, в том числе структурах Европейского союза, противодействующих размыванию базы налогообложения.

Также в первоочередных планах Миндоходов значится цель активизировать сотрудничество с такими организациями, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Глобальный форум ОЭСР по прозрачности и обмену информацией для налоговых целей, Европейская организация налоговых администраций, а также Всемирная таможенная организация. Насколько успешными будут очередные амбициозные планы министерства, покажет время, а пока можно констатировать, что борьба с оффшорами только начинается.


По материалам: gigamir





Просмотров: 1555
Другие новости