Компании

все компании

Сергей Апостолака: Иллюзии газовой диверсификации

23 грудня 2013 року, 13:34

Проблема зависимости украинской экономики от цены на импортные энергоресурсы стала в очередной раз остро. Одним из вариантов решения этой проблемы рассматривался проект «LNG-Терминал».

Проект «LNG-Терминал» осуществляется в рамках определенного президентом Виктором Януковичем национального приоритета «Новая энергия». Он первоначально предполагал строительство в районе города Южный на Черноморском побережье Украины терминала по приему 10 млрд кубометров сжиженного газа.

Потребность Украины в терминале объяснялась необходимостью снижения зависимости от монопольного импорта российского природного газа, а также соответствием мировым тенденциям – сжиженный газ на момент старта проекта был значительно дешевле трубного.

На строительстве первоначально планировалось освоить 846 млн евро, 30% которых будут инвестированы из госбюджета, а 70% – средства привлеченных инвесторов. Кроме того, в бюджет Национального агентства по инвестициям и управлению национальными проектами были заложены средства на подготовку к строительству и продвижение проекта – разработка ТЭО, проектов, командировки делегаций и прочего.

Экспертам стало понятно практически сразу – проект мертворожденный. Осваивать деньги, выделенные на проект, который не будет никогда реализован, очень просто.  И началось: скандал с подставным лыжным инструктором, никому не нужные ТЭО, изменение концепции, финансирование имиджа проекта, консультации международных юристов, подписанные договоры с американской фирмой на аренду платформы по приему и переработке сжиженного газа.

Мнения первых лиц страны по поводу проекта разделились: президент свято верит, что LNG-терминал построят в 2014 году, о чем он заявил во время последнего визита в США, а премьер-министр еще год назад заявил, что Стамбул не пропустит танкеры. Вице-премьер-министр Украины Юрий Бойко, вместе со своим советником Робертом Дж. Беншем активно лоббируют первую часть проекта – прием LNG через арендованную платформу. Руководитель Агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив верит во все этапы проекта. Но вера – понятие, далекое от намерения, и уж тем более от действия. Экономические предпосылки успеха проекта «LNG-Терминал» отсутствуют.

Турция – не заинтересована

Официальный Стамбул будет всеми силами противодействовать украинскому проекту по двум причинам.

Во-первых, Турция не пропустит через проливы LNG танкеры из соображений безопасности. Ее можно понять – страшно, когда по центру города идет судно длиной 350 на 100 метров со 150 млн нм3 на борту.

Во-вторых, украинский терминал – прямой конкурент турецких проектов. По данным GasInfrastructureEurope,в Средиземном море сейчас действует 7 LNG-терминалов мощностью 50 млрд кубометров в год, в том числе два в Турции мощностью 12,2 млрд кубометров в год. За ближайшие 10 лет появятся еще 24 терминала общей мощностью 163 млрд кубометров в год, часть из них уже строятся, часть запланированы. В том числе Турция планирует построить еще два терминала мощностью в 12 млрд кубометров в год.

Что бы ни говорили международные юристы об обязанности Турции пропускать танкеры через проливы, Стамбул сможет придумать столько оговорок и условий для прохода, что это окажется практически невыполнимым или значительно поднимет цену на транспортировку газа, что сделает невозможным или невыгодным проход танкеров через пролив.  

Невозможность ценовой конкуренции

После аварии на «Фукусиме» резко возрос спрос на газ в Юго-Восточной Азии. По данным Euorostat.eu, цены на LNG начали резко расти. Отгрузки из Катара в Средиземное море сократились с 30 млн тонн в 2011 году до 20,6 млн тонн в 2012-м, и по прогнозам – еще сократится до 16 млн тонн по итогам 2013 года.

Двукратное падение отгрузок привело к повышению цены с 229 евро за тонну до 400 евро за тонну в 2012 году. За 7 месяцев 2013 года средняя цена катарского газа составила уже 422 доллара. Тот же тренд в Египте – сокращение отгрузок египетского газа в Европу вдвое и почти двукратное повышение цены.

Экономическая модель проекта строилась на спотовых ценах четырехлетней давности. Значительный рост количества потенциальных покупателей, дефицит газа приведет к еще большему повышению цен и отсутствию спота.

Вывод

Один из спасительных для проекта вариантов также потерпел фиаско. Попытка изменить концепцию и присоединиться к уже инициированным проектам пока ни к чему не привела. Громко анонсированное подписание 5 ноября соглашения о строительстве LNG-терминала на острове Крк в Хорватии сорвалось.

Украина планировала участвовать в строительстве LNG-терминала в Хорватии, что позволило бы обойти проблему прохода турецких проливов и сократило бы морское логистическое плечо, но при этом возникли бы проблемы транспортировки газа в Украину из Хорватии. Однако премьер-министр Хорватии Зоран Миланович предложил повременить и в Киев не приехал.

Пока проект «LNG-Терминал» принес Украине постоянное унижение первых лиц, подозрения в коррупции и насмешки над стилем решения вопросов. Практика показала, что реально эффективными проекты с бюджетным финансированием быть не могут. Слишком велики соблазны.

Реальной альтернативой LNG-проекту является стимуляция внутренней добычи через улучшение инвестиционного климата и упрощение правил игры в нефтегазовой сфере.

Для увеличения добычи углеводородов в Украине государство должно упростить процесс инвестиций в отрасли: упростить процесс получения лицензий («спеціальних дозволів»), разрешить продавать, закладывать лицензии, усилить контроль над выполнением инвестиционных обязательств на уже полученных лицензиях, отказаться от практики изменения налоговых правил в отрасли. 


По материалам: Forbes





Просмотров: 2247
Другие новости