Компании

все компании

Нил Маккиннон: Завершился III пленум компартии Китая

18 листопада 2013 року, 08:42
Нил Маккиннон: Завершился III пленум компартии Китая В Пекине завершил свою работу третий пленум ЦК Коммунистической партии Китая. Участники финансовых рынков и те, кто следит за ситуацией в Китае, надеялись, что на пленуме будет объявлено о начале структурных реформ, которые предопределили бы развитие экономики страны на ближайшие 10 лет. Однако опубликованное китайским руководством итоговое официальное заявление несколько разочаровало – подробный план действий и конкретные сроки достижения поставленных целей в нем отсутствовали. Возможно, в ближайшие недели все-таки появится более детальная информация. В заявлении отмечается, что рынок будет играть «решающую» роль в распределении ресурсов, хотя при этом власти подчеркивают, что доминирующая роль будет принадлежать госсобственности. Термин «частный сектор» не упоминается – вместо него употребляется понятие «негосударственная экономика». Также в опубликованном документе говорится об ослаблении контроля над инвестициями, необходимости проведения фискальной и земельной реформ и внедрения более прозрачной системы планирования государственных налоговых поступлений и расходов на местном и национальном уровнях. Для контроля над реализацией намеченных реформ создается специальная группа, подотчетная непосредственно руководству КНР, что, как предполагается, повысит эффективность этого процесса – в отличие от ситуации, когда такую задачу поручают министрам и муниципальным правительствам (среди которых могут быть потенциальные противники реформ).

Потребность в проведении структурных реформ в КНР назрела как раз в тот момент, когда период двузначного экономического роста, импульс которому давали стремительная урбанизация (в рамках инвестиционной модели роста экономики) и высокие темпы роста кредитования, завершился. Любопытно, что в официальном заявлении по итогам пленума задача дальнейшей урбанизации не ставится. Более конкретные целевые показатели позволили бы получить представление о потенциальном спросе на сырьевые ресурсы, необходимые для строительства и развития инфраструктуры. На сегодняшний отношение объема выданных кредитов к ВВП Китая достигло 200%, значительно увеличившись за последние несколько лет. Государственное регулирование процентных ставок и высокая степень бюрократизации банковской системы привели к расцвету кредитования через так называемый теневой банковский сектор. Правда, последняя статистика свидетельствует о том, что Народный банк КНР начинает сдерживать спрос на кредитование, тем самым ограничивая рост цен на недвижимость и общее инфляционное давление.

На этом фоне китайское руководство противится сколько-нибудь значительному расширению бюджетной политики, а увеличение госдолга на местном и национальном уровнях уменьшает пространство для бюджетного маневра. Именно по этой причине для реализации следующего этапа поразительной трансформации китайской экономики требуется провести структурные реформы, которые сдвинули бы с мертвой точки неповоротливые госпредприятия и обеспечили бы гладкость процесса либерализации финансовой системы. Переход к модели экономического роста, основанного на потреблении, заложил бы основу для его устойчивой динамики, и руководство Китая уже согласилось с этим, поставив задачу достижения годового роста ВВП на уровне 7.0–7.5%. При этом вполне вероятно, что в долгосрочной перспективе темпы роста будут составлять 4–5%...

Китай практически попал в «ловушку среднего дохода», которая ранее уже помешала многим странам с низким уровнем дохода достичь устойчивого роста экономики. Однако учитывая размер страны, Китай может избежать этой участи. Кроме того, у Китая есть риск утратить «демографический дивиденд» – его трудовые ресурсы приближаются к пиковому уровню.

В официальном заявлении также содержится призыв к политическим и судебным реформам, особенно это касается независимости судебной системы от местных органов власти. Как отмечает Джордж Магнус, «Огромное количество местных органов власти в Китае стало основным источником риска для экономической и финансовой стабильности страны / China’s myriad of local governments has grown to become a leading source of risk, both to the country’s economic and financial stability». Готов ли (и способен ли) Китай к тому, чтобы местные правительства подчинялись Пекину? Это потребует изменения законодательства в области финансов, которые способствовали бы развитию новой и стабильной системы финансирования местных органов власти. Местные правительства оказывают на финансовые ресурсы разрушающее влияние – они проводили очень много спекулятивных сделок в секторе недвижимости, что способствовало неправильному распределению инвестиций и росту невозвратных долгов. Многие проблемы Китая, связанные с избыточными мощностями возникли из-за того, что местные органы власти поддерживали местные компании через финансовые и земельные концессии. В этом году Госсовет Китая дал компаниям больше свободы в инвестировании – теперь им не понадобится так много вовлекать местные правительств и министерства. Органы местного самоуправления сыграли в последнее десятилетие, несомненно, ключевую роль в урбанизации Китая. Учитывая отсутствие рынка сельскохозяйственных земель, власти на местах выступали как посредники между фермерами и девелоперами.

Коммюнике, обнародованное по итогам пленума, содержит предложения, касающиеся изменения системы собственности на земли, расположенные в сельских районах, в том числе создания единого рынка сельских и городских земель. Реформу местных органов власти трудно представить без урбанизации и реформы системы хукоу (близкий аналог советской прописки, подробнее о котором можно прочитать, например, здесь. Однако не урбанизация ведет к экономическому росту, а экономический рост является причиной и условием успешной урбанизации. Также Китай планирует учредить Комитет национальной безопасности, задачей которого станет обеспечение интеграции между военной и гражданской сферами. Между тем, возможно, одним из главных вопросов сегодняшней политики является вопрос о сохранении компартией своей власти в условиях роста экономики. Государство по-прежнему играет ведущую роль в ключевых отраслях, и о полном переходе к свободному рынку говорить пока рано. Китайской правящей элите «ленинизм с сытым лицом», похоже, ближе, чем «синотэтчеризм».

Говоря о либерализации финансовых рынков, необходимо подчеркнуть, что ближайшей задачей китайских властей является ограничение роста кредитования и уменьшение долговой нагрузки на корпоративный сектор. Быстрое расширение кредитования обычно ведет к заметному падению качества активов и, как следствие, к проблемам для балансов банков. В опубликованном в прошлом месяце Докладе по вопросам финансовой стабильности МВФ отмечает, что увеличение количества новых кредитных инструментов и рост теневого банковского сектора в Китае происходит на фоне отсутствия развитого рынка посреднических услуг. По мнению авторов доклада, возможность дефолта имеет принципиальное значение для адекватной оценки кредитных рисков. Среди участников финансовой системы Китая распространено мнение, что альтернативные сберегательные инструменты, включая продукты по управлению благосостоянием, гарантированы эмитентами. Вместе с тем очевидно, что эти продукты также связаны с финансовыми рисками, поэтому более жесткое регулирование и надзор в их отношении вполне уместны. При столь высоких темпах роста, которые показывала китайская экономика в последние годы, нерационального распределения капитала, неэффективных инвестиционных решений и, конечно, финансовых спекуляций было не избежать. По мере увеличения ВВП на душу населения растет и имеющийся объем сбережений, а это в свою очередь требует развития сектора финансовых услуг и банковской системы, которые и должны обеспечить управление этими сбережениями и перенаправление их в инвестиции. В перспективе китайская финансовая отрасль будет несомненно адаптироваться и изменяться в соответствии с требованиями времени, причем дерегулирование процентных ставок уже фактически происходит. Стоит отметить, что ряд китайских банков входит в число крупнейших в мире. Увеличение объема сбережений и развитие сберегательных продуктов также неизбежно требует формирования ликвидных и прозрачных рынков капитала.

Помимо этого финансовая либерализация предполагает открытоcть счета операций с капиталом и возможность свободного движения капитала. Китай постепенно движется и в этом направлении. Примечательно, что в данный момент, когда крупнейшие экономики мира желали бы ослабления своих национальных валют, китайский юань по отношению к доллару дорожает. Такая тенденция может быть на руку китайским властям по ряду причин. Прежде всего укрепление валюты помогает сдерживать инфляцию. На фоне ослабления доллара это также дает сигнал международным инвесторам о том, что на международном рынке существуют и альтернативные валюты, которые могут быть использованы в качестве резервных.



По материалам: РБК daily





Просмотров: 1469
Другие новости