Компании

все компании

Нил Маккиннон: Близится технический дефолт

15 жовтня 2013 року, 09:50
Нил Маккиннон: Близится технический дефолт Четверг – крайний срок для повышения «долгового потолка», однако политики в Вашингтоне по-прежнему не могут согласовать позиции. В выходные дни контролируемый демократами Сенат проголосовал против предложения республиканцев (так называемой «сделки Коллинза»), позволившего бы возобновить финансирование госучреждений и отодвинуть решение вопроса «долгового потолка» до 2014 года.

Препятствием к компромиссу для Барака Обамы и демократов стали дополнительные условия: в частности, республиканцы настаивают на фиксировании уровней секвестра бюджетных расходов, переносе на более поздний срок взимания налога на медоборудование и более строгом подтверждении доходов в рамках реформы здравоохранения. Президент США очевидно не намерен идти на уступки в отношении своей флагманской программы, которая уже принята в качестве поправок к существующему законодательству.

С политической точки зрения Барак Обама занимает прочные позиции. Действия республиканцев, напротив, не получают одобрения общества (согласно результатам опросов Gallup), то есть американские избиратели в бюджетном кризисе считают виновными именно республиканцев.

По последним данным, демократы и республиканцы в Сенате продолжают попытки договориться с фракцией республиканцев в Палате представителей – даже если такой компромисс позволит лишь временно продлить полномочия правительства по финансированию государственных функций и поднять «долговой потолок». На фоне очередной неудачи в урегулировании кризиса финансовым рынкам будет трудно сохранить спокойствие; заметим однако, что когда долговой и банковский кризис имел место в еврозоне, подобная тактика откладывания решительных действий «на потом» позволила выиграть время (пусть и за счет отсутствия прогресса в решении важных структурных вопросов). По словам экономического обозревателя The Financial Times Эдварда Льюиса, «чем д ольше в С ША б удет продолжаться грызня по поводу легитимности самого правительства, тем меньше вероятность, что исход этого спора будет иметь какое-то значение для 21-го века».

Хотя крайний срок для принятия резолюции относительно лимита госдолга наступает в этот четверг (17 октября), а министр финансов США Джек Лью уже заявил, что к этому дню в казне страны останется лишь 30 млрд долл. наличных средств, фактически своеобразным «судным днем» станет 31 октября – именно тогда Казначейству предстоит осуществить крупные выплаты по соцстрахованию и погасить облигации, что с совокупности вызовет технический дефолт. Напомним, когда аналогичная ситуация возникла в августе 2011 года, международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s лишило США кредитного рейтинга AAA.

Наступление «избирательного дефолта» имело бы ряд негативных последствий, включая дестабилизацию финансовой ситуации в стране, вызванную тем, что финансовые институты, которые по закону имеют право владеть только облигациями с рейтингом AAA, будут вынуждены продать имеющиеся у них бумаги. Фонды, работающие на денежном рынке, и рынок репо также окажутся под ударом вследствие сокращения стоимости казначейских облигаций, выступающих в качестве обеспечительного актива. Конечно, ФРС могла бы помочь рынку ликвидностью, увеличив объем ежемесячной покупки госбумаг, на данный момент составляющий 85 млрд долл. (это стало бы четвертым этапом количественного смягчения), но, учитывая отсутствие единства мнений в руководстве самой ФРС относительно этой программы, запуск четвертого этапа усилил бы опасения участников рынка относительно финансовой стабильности и перспектив монетизации долга.

Кроме того, технический дефолт оказал бы давление на доллар и подстегнул бы продажу позиций по американской валюте и госдолгу. Китай и Япония как крупнейшие кредиторы США уже обратились к американским властям с призывом попытаться поскорее найти выход из бюджетного тупика. Между тем, чем дольше американское правительство будет оставаться «закрытым», тем более серьезными будут последствия для американской экономики.

На днях оценку этих последствий в письменном докладе для Объединенного экономического комитета Конгресса США представил главный экономист Moody’s Analytics Марк Занди. Если до четверга республиканцам и демократам удастся прийти к соглашению, реальный рост американского ВВП в 4к13 окажется ниже примерно на 0.5 пп, то есть составит в годовом выражении около 2.0%. Данные прошлых периодов говорят о том, что 2.0% годового роста – это критическая отметка, ниже которой резко возрастает вероятность рецессии. Если правительство не возобновит работу до конца октября, то тогда даже при повышении предельного уровня госдолга (что само по себе напрямую не влияет ни на динамику ВВП, ни на совокупный спрос) темпы роста ВВП окажутся ниже уже на 1.5 пп, то есть практически приблизятся к нулю. Если же финансирование бюджетной сферы не возобновится в течение двух месяцев или более, рецессия станет неизбежной.

Естественно, участники финансовых рынков надеются, что здравый смысл возобладает, и технического дефолта, а также рецессии удастся избежать. В этом случае замедление экономического роста в текущем квартале будет «отыграно» в 1к14, после того как расходы федерального бюджета вернутся в норму. Проблема заключается в том, что участники рынков все больше и больше утрачивают веру в способность американских регуляторов решать возложенные на них задачи. В сочетании с неспособностью республиканцев и демократов приходить к консенсусу по вопросам бюджетной политики (что слишком часто приводит к бюджетным кризисам) это подрывает доверие инвесторов к Америке и в более долгосрочной перспективе.

Ларри Саммерс в сегодняшней утренней статье Financial Times пишет о том, что будущие историки, вполне возможно, будут рассматривать нынешний кризис, как поворотный пункт, который выявил всю несостоятельность американской демократии и показал отрицательный пример. Г-н Саммерс утверждает, что многие предложения и споры относительно нынешнего бюджетного тупика к основным проблемам и возможностям США имеют лишь косвенное отношение.

Например, он говорит о том, что предложения по реформированию (на уровне конгресса) здравоохранения и снижению налога на медицинское оборудование затрагивают всего 0.015% ВВП США. Саммерс предлагает политикам уделять больше внимания стратегиям экономического роста, которые способствовали бы снижению размера долгосрочного правительственного долга (как доли ВВП). На его взгляд, такие стратегии роста должны предусматривать увеличение вложений в общественную инфраструктуру и уменьшению законодательных барьеров, которые сдерживают частные инвестиции в инфраструктуру. Согласно опубликованному на прошлой неделе отчету ОЭСР, по уровню квалификации трудовых ресурсов США отстала от среднего показателя развитых стран. Самым высоким уровнем грамотности и знаний в области математики, как оказалось, являются «ветераны» рынка труда в США, то есть население в возрасте от 55 до 64 лет. Структурные недостатки на рынке труда США преодолеть быстро не удастся, а резкое снижение уровня экономической активности (просто из-за уменьшения количества трудоспособного населения) означает, что полагаться на уровень безработицы, как на единственный индикатор развития рынка труда, было бы ошибочно.

Весьма спорно и то, что монетарная политика может непременно решить структурные проблемы рынка труда. Если уж зашла об этом речь, то можно даже сказать, что все, к чему свелся эффект программ количественного смягчения, – это увеличение прибыли компаний (как % от ВВП) в ущерб рынку труда. Все это привело к образованию в США «пропасти» между доходами различных групп населения и создало неравенство по признаку благосостояния. Неопределенность в отношении фискальной (и монетарной) политики лишь удержит крупные корпорации, обладающие солидным запасом денежных средств, от того, чтобы перестать инвестировать и прекратить набирать штаты.

Крайние сроки преодоления «бюджетного тупика» в США приближаются. В предыдущие разы решения по бюджету принимались буквально в последнюю минуту. Крайний срок, наступающий в четверг, – это еще одно «последнее китайское предупреждение», однако дольше конца октября тянуть однозначно нельзя. Можно, конечно, принять какое-то временное решение, но удовлетворительным такое развитие событий не назовешь. Даже если республиканцы уступят и согласятся на безоговорочное увеличение расходов и повышение лимита госдолга, разница в их (республиканцев и демократов) подходах к фискальной политике (в частности, роль государства в устанавливании ставок налогов и его право расходовать средства) не помогает решить долгосрочные проблемы долговой устойчивости. Худшее, что может произойти – американская экономика впадет в рецессию. Принимая во внимание, что мощности монетарной и фискальной политики уже несколько истощены, избежать рецессии становится все труднее.



По материалам: РБК daily





Просмотров: 1596
Другие новости