Компании

все компании

Райнер Зеле: Партнерство вместо протекционизма

10 жовтня 2013 року, 10:29
 В августе 2012 года, то есть уже более года назад, Россия стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). С этим шагом связывались большие надежды, прежде всего в Германии. Однако пока что эти надежды оправдались не вполне. Связано это с тем, что Россия, вместо того чтобы открыть доступ на свой рынок, в некоторых отраслях прибегает к протекционизму. Россия пока не отключила свой «ручной тормоз»: тот потенциал, который открывало это вступление Москве и Брюсселю, пока использовать не удалось. Теперь задача сторон — привести дело в движение.

Германо-российская внешнеторговая палата (ВТП) провела среди немецких компаний опрос, попросив их рассказать о том, как им работается в России. Результаты этого опроса таковы: и через год после вступления в ВТО еще явно есть над чем поработать. Абсолютное большинство опрошенных компаний — свыше 90% — считают, что в их работе в России пока ничего не изменилось. В вопросе трудностей и преград, возникающих в процессе торговых отношений с Россией, треть компаний отмечает, что в основном торговля с Россией идет беспрепятственно. В частности, средства производства и товары широкого потребления попадают на российский рынок без помех. И все же две трети немецких предприятий ощущают ограничения торговли с российской стороны. На это сетуют, например, предприятия, представляющие автомобилестроение, фармацевтическую промышленность и сельское хозяйство.

Совершенно очевидно, что такие торговые барьеры идут вразрез с теми надеждами, которые возлагались на вступление России в ВТО. России остро необходимы реформы, если она собирается превратиться из поставщика сырьевых ресурсов в индустриальную державу и стремится к экономическому росту. Но это вряд ли удастся сделать, не создав равных возможностей для всех участников рынка и не упростив таможенные формальности радикальным образом.

Однако неверно и даже наивно было бы считать, что виновата в этом лишь одна сторона. Протекционизм — вовсе не исконно российская «льгота». Как раз наоборот: хотя список стран — членов ВТО становится все длиннее, торговые барьеры (например, «изобретательность» при назначении протекционистских и штрафных пошлин или же весьма специфических налогов и сборов) во всем мире входят в стандартный репертуар при отстаивании собственных экономических интересов. Причем таких мер становится все больше, и применяются они не только в странах с переходной экономикой, но и в экономически высокоразвитых странах. Достаточно упомянуть, что Европейский союз ежегодно выделяет на субсидирование сельского хозяйства стран — членов ЕС свыше 30% бюджета.

Вступление России в ВТО стало важным сигналом для иностранных инвесторов. Следует признать, что из-за «пробуксовки» реформ Россия теряет столь нужное ей время, тогда как необходимость в переменах по-прежнему велика. Но столь же велик и потенциал! Россия — государство, платежеспособность которого достаточно высока для того, чтобы продолжить остро необходимую модернизацию экономики. Валютные запасы России достигают 500 млрд долл. США, в то время как сумма внешнего долга составляет менее 10% ВВП. К тому же российский рынок еще не насыщен во многих секторах. Уже сегодня Россия занимает второе место в Европе по объему автомобильного рынка. Особенно растет спрос на высокотехнологичные и высококачественные товары. Одним словом, Россия обладает таким потенциалом роста, о котором Евросоюз может только мечтать.

Для модернизации России нужны партнеры. И здесь Евросоюзу надо быть в игре на самых первых позициях. Нам не следует забывать: у России есть и альтернативные варианты. Например, уже стучится в дверь Китай. Но в Кремле знают и то, какие шансы открывает партнерство с Европой. Самую выгодную стартовую позицию в России занимает именно Германия: свыше шести тысяч немецких компаний работают в России, и Германия является ведущим промышленным инвестором. В 2012 году в торговле между этими странами снова поставлен рекорд. По итогам недавнего опроса, проведенного ВТП, более трех четвертей немецких фирм ожидают, что и в 2013 году дела их компаний в России будут развиваться положительно.

Но партнерство с Россией может привести к успеху только в том случае, если и ЕС придет в движение и снимет ограничения на импорт. Партнерство не улица с односторонним движением. Европейцы по праву требуют создать надежные условия для инвестирования в России, но и Россия вправе требовать от ЕС доброжелательного отношения к ее инвестициям. Важно урегулировать визовый режим таким образом, чтобы он содействовал партнерству. Знаковым жестом со стороны стран Шенгенского соглашения может стать упрощенная выдача виз российским бизнесменам, совершающим деловые поездки.

Вступлению России в ВТО предшествовали переговоры, продолжавшиеся 18 лет. Поэтому вряд ли удивительно, что и сопряженные с этим перемены, и реализация необходимых мер тоже заняли более года. Чтобы не упустить шансы, которые открывает вступление в ВТО, России и Евросоюзу нужно вместе инвестировать в партнерские связи. Это требует решимости и доверия, стоит времени и усилий. Но длительным, плодотворным экономическим связям на почве протекционизма не вырасти — только на почве партнерства.

По материалам: РБК daily





Просмотров: 1493
Другие новости