Компании

все компании

Нил Маккиннон: Кандидат Джанет Йеллен

10 жовтня 2013 року, 10:42
Нил Маккиннон: Кандидат Джанет Йеллен

Президент США Барак Обама сегодня объявит о назначении Джанет Йеллен, в настоящий момент исполняющей обязанности зампредседателя Федеральной резервной системы (ФРС), новым главой регулятора – после того, как Бен Бернанке покинет эту должность в конце января. Назначение Джанет Йеллен не станет ни для кого неожиданностью, поскольку она являлась главным кандидатом на этот пост и имеет широкое признание как экономист и политический деятель. Утверждение ее кандидатуры в Конгрессе не должно занять много времени. Йеллен – известный сторонник мягкой денежно-кредитной политики и всегда поддерживала Обаму в этом вопросе.

Поскольку Йеллен считает, что перед тем, как начинать предпринимать какие-либо шаги в сторону ужесточения монетарной политики, следует улучшить ситуацию на рынке труда, ожидается, что она продолжит следовать текущей политике ФРС, особенно в том, что касается «опережающего прогноза» по ставкам. Теперь, когда ФРС возглавит Йеллен, некоторые аналитики полагают, что первого повышения ставок по федеральным фондам не стоит ожидать ранее 2016 года. Однако очевидно, что она не забудет о комментариях Обамы, сделанных в интервью газете New York Times в конце июля. Тогда президент по поводу следующего главы ФРС сказал, что хотел бы видеть на этой должности человека, который «может следить за инфляцией.

И если она начнет увеличиваться, если рынки начнут вспениваться, …надо быть уверенными в том, что мы не создаем новые пузыри». Таким образом, несколько опрометчиво полагать, что Йеллен всегда будет следовать мягкой денежно-кредитной политике или что ставки останутся низкими еще долгое время. Первой задачей для нее станет прояснение вопроса сворачивания программы количественного смягчения. До ее вступления в должность должно состояться еще три заседания Комитета по операциям на открытом рынке ФРС США (FOMC): 29–30 октября, 17–18 декабря и 28–29 января.

Последние комментарии членов ФРС по поводу того, какой запутанной в результате действий Бернанке и FOMC оказалась коммуникация по поводу денежно-кредитной политики в последние несколько месяцев, были не очень доброжелательными. Так, президент ФРБ Кливленда Сандра Пианалто, которая в настоящее время является членом FOMC без права голоса (и которая в будущем году покинет свой пост), вчера заявила, что, по ее мнению, на момент проведения сентябрьского заседания улучшения на рынке труда были достаточными, чтобы уже тогда комитет мог объявить о сокращении программы выкупа активов.

Глава ФРБ Филадельфии Чарльз Плоссер (в настоящее время неголосующий член FOMC, который получит право голоса в 2014 в рамках ежегодной ротации) также считает, что время для сворачивания программы уже пришло и что делать это нужно быстро и эффективно. По его мнению, в сентябре ФРС упустила «прекрасную возможность» начать нормализацию монетарной политики. Он также отмечает, что своими действиями Федрезерв подорвал доверие рынков к практике «заявлений о намерениях».

Сегодняшняя публикация протокола последнего заседания FOMC, состоявшегося 17–18 сентября, поможет нам понять, насколько члены комитета расходятся в своих оценках влияния программы количественного смягчения на экономику и финансовые рынки, а также насколько разнятся их позиции в отношении ее сворачивания. Подробный разбор того, как в течение последних месяцев эволюционировали мнения членов FOMC по поводу сворачивания программы, приводит в своей недавней статье считающийся рупором ФРС обозреватель Wall Street Journal Джон Хильзенрат.

По словам Хильзенрата, действия ФРС стали источником противоречивых сигналов для рынков, что вызвало повышенную волатильность акций и облигаций, а также оказало заметное давление на некоторые развивающиеся рынки. Автор статьи также отмечает сложность достижения консенсуса между девятнадцатью людьми, принимающими решения об изменении процентных ставок и покупке облигаций.

В состав FOMC входят главы двенадцати Федеральных резервных банков и семь членов совета управляющих ФРС, включая ее председателя. На протяжении всего последнего года, с тех пор как была запущена программа выкупа облигаций, все члены совета управляющих единогласно голосовали за ее продление, хотя трое из них – Джереми Стайн, Джером Пауэлл и Элизабет Дюк – неоднократно высказывали опасения по поводу побочных эффектов количественного смягчения и роста баланса ФРС, который в настоящее время уже достиг 3.7 трлн долл.

Из двенадцати президентов региональных отделений ФРС четыре человека – Ричард Фишер (ФРБ Далласа), Чарльз Плоссер (ФРБ Филадельфии), Эстер Джордж (ФРБ Канзас-Сити) и Джеффри Лэкер (ФРБ Ричмонда) – выступают за скорейшее завершение программы количественного смягчения. Джеймс Буллард (ФРБ Сент-Луиса) придерживается другой точки зрения и обеспокоен дезинфляцией, поскольку он считает, что главным макроэкономическим «сюрпризом» в США с сентября 2012 является снижением уровня инфляции. Он считает, что для того, чтобы начать ужесточать политику, необходимо увидеть признаки начала роста инфляции (в показателе на душу населения).

В начале 2014 года состав комитета изменится. Из него выйдут Джеймс Буллард, Чарльз Эванс (ФРБ Чикаго), Эстер Джоржд и Эрик Розенгрен (ФРБ Бостона). Другими словами, уйдет один сторонник жесткой политики и три сторонника мягкой политики. Им на смену придут два сторонника жесткой политики и два сторонника мягкой политики – к первым относятся Ричард Фишер (которому в следующем году исполняется 65 лет – в ФРС это возраст для обязательного выхода на пенсию) и Чарльз Плоссер, ко вторым – Нарайан Кочерлакота (ФРБ Миннеаполиса) и Кристин Камминг (ФРБ Нью-Йорка).

Кристин Камминг, скорее всего, примет позицию президента ФРБ Нью-Йорка Уильямом Дадли, который сохранит свой пост еще на год и который является давнишним сторонником мягкой политики, хотя интересно, что майский доклад Каминг, посвященный регулированию финансовых рынков, заканчивался такими комментариями: «История показывает, что как только завершается восстановление, сразу же возникает риск следующего пузыря (в финансовом цикле). Я всегда считала, что золотым стандартом для пруденциальной политики является своевременное обнаружение потенциальных источников проблем и уничтожение их в самом зародыше». Похоже ли это на слова приверженца мягкой политики?

Таким образом, в 2014 году состав Комитета по операциям на открытом рынке станет более «жестким», но при принятии коллективных решений Джанет Йеллен будет занимать доминирующую позицию, как и предполагает пост председателя ФРС. В решениях комитета есть два аспекта. Первый – сокращение ежемесячного объема выкупа облигаций, которое, судя по всему, зависит от поступающих макроэкономических данных, особенно в отношении инфляции и рынка труда, и второй – продолжительность политики сверхнизких процентных ставок. Даже сторонники мягкого монетаризма, такие как Уильям Дадли и Джон Буллард, рекомендуют уже начинать сокращение выкупа, поскольку динамика экономического роста улучшается. Между тем бюджетный кризис в США далек от разрешения и вполне может продлиться до 17 октября, крайнего срока принятия решения о «долговом потолке». Абсолютно окончательной в этом смысле датой теперь называется конец октября, когда правительству предстоит направить средства на финансирование социальных выплат и обслуживание долговых обязательств. На этом фоне вопрос сокращения объема выкупа не очень актуален. Действительно, в худшем случае, который Барак Обама в своем вчерашнем заявлении назвал «экономическим хаосом», ФРС может даже увеличить объем ежемесячного выкупа облигаций. Индекс экономической уверенности от компании Gallup за последнюю неделю существенно понизился – фактически это самое сильное недельное падение индикатора с момента банкротства Lehman Brothers в сентябре 2008 года. Доходность по четырехнедельным казначейским векселям США (показатель суверенного риска) в настоящий момент выше, чем банковский риск, измеряемый эквивалентной ставкой LIBOR.

На этом фоне МВФ вчера опубликовал обзор перспектив мировой экономики, в котором в очередной раз понизил прогнозы роста мирового ВВП. Новая оценка на текущий год составляет 2.9 % – против нашего прогноза в 2.7% (в целом это ниже ожиданий рынка). Оценка роста в 2013–2014 годах экономики стран развивающихся рынков также была немного скорректирована и теперь составляет 4.5–5.0%. Среди факторов риска МВФ называет фискальную политику США, незавершенные реформы финансового сектора в еврозоне, высокие уровни госдолга в Японии и усиление геополитической напряженности. Главный вывод из последнего отчета заключается в том, что, по мнению МВФ, «мировая экономика по-прежнему растет очень низкими темпами и может находиться в этом состоянии в течение длительного времени».


По материалам: РБК daily





Просмотров: 1294
Другие новости