Компании

все компании

Повышение уровня финансовой грамотности населения поможет укрепить доверие к банковской системе

1 серпня 2013 року, 09:45
Результаты опроса, проведенного компанией GfK по заказу Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), свидетельствуют о недостаточно высоком уровне финансовой грамотности населения - лишь 9,2% на постоянной основе контролируют свои доходы и расходы, а финансовым планированием собственного бюджета интересуются только 8,7% опрошенных. Этот фактор не в последнюю очередь влияет на популярность банковских услуг. Поэтому среди граждан, которым удается делать сбережения, наибольшей популярностью, пока что, пользуются сбережения в наличной форме (такой ответ дали 44,4% опрошенных), 0,3% - вкладывают в золото или ювелирные изделия, и только 3,7% украинцев кладут свободные средства в банк. Наиболее популярные банковские сбережения среди людей 30-39 лет (5,9% таких респондентов хранят свободные средства именно в банках). Имеет значение и уровень образования. Среди людей с высшим образованием банковские сбережения используют 6,9%, тогда как среди людей со средним образованием - только 2%.
Для сравнения, согласно результатам опроса, проведенного в России, 77,1% опрошенных считают потенциально привлекательными сбережения средств на банковском депозитном счете (из них 37,4% отмечают высокую привлекательность таких инвестиций). Не у всех из опрошенных достаточно свободных средств для осуществления вложений, но результаты опроса демонстрируют существенную заинтересованность населения в банковских сбережениях.
Низкая осведомленность граждан Украины относительно функций и принципов работы финансовых учреждений становится причиной формирования определенного недоверия к банкирам и банковской системе в целом среди отдельных слоев общества. Так, при выборе инструментов сбережений прислушиваются к советам работников финансовых учреждений лишь 7,4% опрошенных. Наибольшим доверием банковские сотрудники пользуются у граждан 20-29 лет (12,6% опрошенных этого возраста ориентируются на их предложения). Меньше всего на рекомендации банкиров обращают внимание старики. Они в первую очередь прислушиваются к членам своей семьи.
Вообще не доверяют банкам 6,6% опрошенных. Как и в случае с банковскими работниками, наибольшее недоверие к кредитно-финансовых учреждений имеют люди в возрасте старше 60 лет. Из них 11,5% заявили, что не делают сбережения именно по причине недоверия к банкам. Среди граждан 40-49 лет недоверие выразили 8,6%, среди респондентов в возрасте 30-39 лет - 7%. Среди опрошенных в возрасте 20-29 лет и 50-59 лет не доверяют банкам 4 и 4,3%, соответственно. Наибольшее доверие продемонстрировали молодые респонденты (16-19 лет) - среди них нет ни одного, кто не доверяет банкам. Если проанализировать ответы в разрезе регионов, то меньше всего доверяют банкам жители Киева (на это указали 25,9% респондентов) и жители восточных регионов (10,6% опрошенных). Наиболее лояльно относятся к финансовым учреждениям жители центральных регионов (недоверие высказали лишь 1,6% опрошенных).
В России большинство населения положительно оценивает роль банков в обществе - 26,1% опрошенных считают банки важным инструментом стимулирования развития экономики страны, 19,8% рассматривают их как инструмент сохранения и увеличения сбережений, 18,6% видят в их деятельности гарантию финансовой стабильности страны , 4,4% отмечают активную благотворительную деятельность банковских учреждений. При этом, наибольшим доверием среди населения пользуются банки с государственной поддержкой - для 60,7% опрошенных это является основным фактором, который учитывается при выборе банка.
Но, и в России значительная часть населения имеет негативное отношение к банковской системе - 37% респондентов считают ее «замкнутой системой самообогащение узкого круга людей», а 51,6% опрошенных назвали банкиров бизнесменами, которые ориентированы исключительно на собственное обогащение. Как и в Украине, негативное отношение к банкам продемонстрировали преимущественно респонденты старшего возраста (более 50 лет).
Проведенные исследования позволяют выявить проблемы и выбрать наиболее действенные меры для их решения. В целях укрепления доверия, банкам надо повышать уровень осведомленности населения о своей деятельности и роль в обществе, в том числе, обращать внимание на социальные проекты, которые реализуют большинство банков. Для этого, кроме освещения данных на официальных сайтах, важной является работа в направлении донесения информации до рядовых граждан и обеспечение ее верного толкования. Это возможно осуществить путем непосредственного общения представителей банков с потенциальными клиентами.
Украинские банки вместе с НАБУ проводят активную работу в этом направлении: организуют образовательные мероприятия и дни открытых дверей, учебные программы и финансовые конкурсы для детей и юношества и т.п. Постепенно уровень доверия населения к банковской системе Украины повышается. Об этом свидетельствует, в частности, динамичный прирост остатков на депозитных счетах физических лиц - с начала 2013 года (по состоянию на 1 июля 2013 г.) он составляет 12%, а по сравнению с 1 июля 2012 г. - 21%. И еще есть потенциал для роста объема использования банковских услуг. Заинтересованность в получении информации об открытии счета в банке высказали 8% респондентов, 7,4% опрошенных заинтересованы в использовании банковских платежных карт, больше знать об использовании текущих счетов хотят 5,6% опрошенных. Продолжение банковской деятельности направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения и дальнейшее участие в социальных проектах, будут способствовать улучшению банковского имиджа и, как следствие, повышению доверия населения к банковской системе.



По материалам: Незалежна асоціація банків України


теги: НАБУ, GfK



Просмотров: 1393
Другие новости