Компании

все компании

Нил Маккиннон: Дефицит госбюджета США сокращается

17 травня 2013 року, 21:58
Нил Маккиннон: Дефицит госбюджета США сокращается Независимое Бюджетное управление Конгресса США опубликовало последние прогнозы по дефициту бюджета на ближайшие годы. Ранее мы писали о том, что ежемесячные данные по исполнению бюджета указывают на существенное сокращение бюджетного дефицита. Отчет управления подтверждает это, прогнозируя дефицит в 2013 финансовом году на уровне 642 млрд долл., что соответствует 4.0% от ВВП (для сравнения: максимальный дефицит в 2009 г., когда он достиг 10.0%). Вопреки общепринятому мнению в последние два года фискальная политика в США заметно ужесточалась, а госрасходы в реальном выражении фактически сокращались. Вместе с тем, по оценкам управления, годовой дефицит бюджета в прогнозный период составит не менее 4.0%.

Однако в отличие от еврозоны США в 2010–2011 гг. проводили политику монетарного и фискального стимулирования, которая обеспечила американской экономике более устойчивую поддержку и помогла ей избежать замедления до уровня рецессии. Конечно, ФРС и Казначейство США по сравнению с ЕЦБ имеют более богатый опыт действий на опережение в периоды спада экономики. Темпы экономического роста в еврозоне, как правило, были значительно ниже, чем в США – это было во многом обусловлено позицией европейских политиков и регулирующих органов, отдающих предпочтение сохранению низкой инфляции.

Сокращение дефицита бюджета США также снижает необходимость в дальнейшем ужесточении бюджетной политики и дает основание рассчитывать на улучшение состояния американской экономики в текущем и следующем году. Последняя статистика задолженности домохозяйств, опубликованная ФРБ Нью-Йорка, указывает на то, что в 1к13 общий размер таких долговых обязательств сократился еще на 1%. Снижение долговой нагрузки на домохозяйства – неизбежное последствие финансового кризиса 2007–2009 – сдерживает рост потребительских расходов. Тенденция к сокращению долговых обязательств может сохраниться еще долгое время, однако следует учитывать, что по уровню своего развития экономика США достаточно далеко оторвалась от экономик других стран, также обремененных долгом.

В отношении монетарной политики ФРС мы уже отмечали, что в своем выступлении в минувшую пятницу глава ведомства Бен Бернанке предостерег участников финансовых рынков от избыточного риска; тем временем СМИ говорят о том, что рано или поздно ФРС свернет программу количественного смягчения монетарной политики. Рынки акций, похоже, игнорируют призывы главы ФРС: вчерашнюю сессию индекс S&P 500 завершил подъемом до нового рекордного уровня. Индекс NASDAQ преодолел рубеж в 3000 бп, обновив максимум за период с 2000 г. (до абсолютного рекорда для интернет-индустрии, составляющего 4816 бп, пока еще далеко). Доходность 10-летнего выпуска казначейских облигаций США с начала мая резко возросла – с минимума в 1.61% до рекордного уровня в 1.98%, – несмотря на позитивную статистику бюджетных показателей США.

Рост доходностей может говорить о том, что рынок ожидает сворачивание программы выкупа облигаций, которую сейчас реализует ФРС. В эту субботу глава американского центробанка выступит с оценкой текущего положения в экономике, и может прояснить свое видение дальнейшего развития ситуации. По другую сторону Атлантики свой последний отчет по инфляции представит глава Банка Англии Мервин Кинг – с июля на этом посту его сменит Марк Карни. Мандат Банка Англии предусматривает решение лишь одной задачи – обеспечение темпов потребительской инфляции на уровне 2%, однако на практике ситуацию в реальной экономике регулятор не игнорирует. И хотя успехи британского ЦБ на поприще инфляционного таргетирования следует признать довольно посредственными, все же проводимая им политика не могла не внести свой вклад в ограничение темпов инфляции в 1970-е (в среднем 12% в г од с п иком в 2 7% в 1975 г.) и 1980-е гг. (около 6% в год). Читатели, интересующиеся историей вопроса, могут обратиться к тексту выступления Мервина Кинга, состоявшегося в октябре 2012 г.

В последние годы уровень инфляции в мире постепенно снижался, что отчасти можно объяснить «экспортом» дезинфляции из быстро растущего Китая. Однако в Великобритании фактические темпы роста потребительских цен, достигнув минимальных 0.5% в мае 2000 г., затем начали постепенно повышаться и с 2010 г. превысили целевые 2% – и это несмотря на слабость британской экономики, текущий тренд роста которой, по оценкам Банка Англии, примерно на 10–15% ниже докризисного уровня. Первый отчет по инфляции Банк Англии опубликовал в 1993 г., после того как в октябре 1992 г. было решено, что монетарная политика Великобритании будет строиться в зависимости от целевого показателя инфляции (к такому решению пришли после того, как фунт стерлингов был исключен из курсового механизма ЕС, и лейбористское правительство предоставило Банку Англии независимость в области принятия решений по процентной политике).

Глобальный финансовый кризис, несомненно, сказался на принципах монетарной политики многих стран, включая Великобританию. Банк Англии проводил количественное смягчение, покупая на рынке значительные объемы высококачественных активов, однако на реальную экономику это сильно не повлияло. Как бы то ни было, низкие процентные ставки навредили вкладчикам и пенсионерам. Программа Банка Англии по финансированию кредитной деятельности банков («Funding for Lending») пока не приводит к однозначным результатам, что неудивительно, учитывая стремление английских потребителей избавиться от долгов и не делать новых, в то время как капитализация банков Великобритании остается слишком низкой, и они продолжают восстанавливать свои балансы. Появляются эфемерные признаки того, что экономика Великобритании начинает восстанавливаться (с низкой базы), однако продолжение количественного смягчения по-прежнему под вопросом. Также есть косвенные указания на то, что потихоньку начинает расти и рынок жилья Великобритании; так что разговоры о необходимости дальнейшего монетарного стимулирования в реальности могут привести к развитию очередного «пузыря».

Опыт Мервина Кинга на посту управляющего Банка Англии отражает проблемы, с которыми сталкиваются другие главы центробанков при преодолении последствий финансового кризиса. Мервин Кинг считает, что монетарная политика теряет свою эффективность (хотя он и является убежденным сторонником сохранения инфляционного таргетирования) и что экономика Великобритании остро нуждается в структурных реформах, которые должны устранить прочно укоренившиеся дисбалансы (более подробную информацию можно найти в его докладе, сделанном в Белфасте в январе этого года). Его преемник Марк Карни полагает, что монетарная политика может быть эффективной, и в своих предыдущих выступлениях он говорил о возможности введения «заблаговременного планирования процентных ставок», более «гибкого» инфляционного таргетирования и даже таргетирования номинального ВВП. Интересно отметить, что Марк Карни занимал должность управляющего Банком Канады; пока что инфляцию в Канаде удается сдерживать, и Карни оставляет без внимания тот факт, что на канадском рынке жилой недвижимости назрел «пузырь», который вот-вот лопнет, учитывая высокий уровень отношения долга к ВВП и масштабную задолженность населения. Возможно, инфляционное таргетирование должно сопровождаться «макропруденциальной» политикой, которая непосредственно контролирует кредитную и долговую нагрузку частного сектора.

В любом случае, пребывание Мервина Кинга на посту управляющего Банка Англии, скорее всего, будет оценено доброжелательно, хотя и найдутся критики, которые усомнятся в эффективности монетарной политики и дадут скептические оценки экономике, подошедшей к стагфляции на опасно близкое расстояние. Однако вину за это нельзя полностью возложить на Банк Англии – такие факторы, как политика правительства, растущий дефицит и отсутствие структурных реформ играют свою роль в равной мере.



По материалам: РБК daily





Просмотров: 1372
Другие новости