Компании

все компании

Нил Маккиннон: В трехскоростном режиме

15 квітня 2013 року, 12:36
Нил Маккиннон: В трехскоростном режиме Мировая экономика сейчас работает в «трехскоростном режиме» – в ней есть страны (преимущественно развивающиеся), дела у которых идут сравнительно хорошо, есть те, кто постепенно выходит из кризиса (например США), и те, где восстановление не началось (еврозона, Великобритания, Япония) – заявила в своем вчерашнем выступлении в Нью-Йорке директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард. В преддверии традиционной весенней сессии МВФ и Всемирного банка, которая пройдет в Вашингтоне 19–21 апреля и на которой будут представлены последние оценки текущего состояния и прогнозы развития мировой экономики, Лагард отметила, что несмотря на появившиеся в последние полгода определенные признаки улучшения, в этом году темпы роста мировой экономики едва ли будут намного выше, чем в прошлом.

Американский фондовый рынок находится на исторических максимумах, однако практически на реальной экономике это пока не сказывается. В целом восстановление идет тяжело, в том числе и из-за сохраняющихся проблем в еврозоне. МВФ призывает правительства всех стран действовать на опережение. Для развивающихся экономик главную опасность представляет исключительно мягкая денежно-кредитная политика развитых стран, и чтобы противостоять соответствующим негативным эффектам, первым необходимо пересмотреть собственную бюджетную политику и повысить эффективность банковского надзора и регулирования. Одна из «застарелых» проблем связана с высокой волатильностью трансграничных потоков.

Программа количественного смягчения, реализуемая в США, призвана стимулировать рост цен на финансовые активы в расчете на создание «эффекта богатства», который в конечном итоге, по замыслу ФРС, должен привести к увеличению совокупного спроса. Естественно, такая политика имеет свои недостатки, так как ведет к ослаблению национальной валюты и росту цен на сырьевые товары, особенно энергоносители и продовольствие. Результатом этого может стать снижение реальных доходов населения, из чего можно сделать вывод, что политика количественного смягчения вовсе не обязательно означает экономический рост. В действительности количественное смягчение – это не более чем обмен активами (денег на облигации), никак не влияющий на финансовые активы частного сектора. Ускорение же экономического роста зависит от изменений в ожиданиях, создания «эффекта богатства» и ослабления валюты. Вчерашняя публикация протокола FOMC свидетельствует о том, что дискуссии внутри ФРС о выгодах, которые несет в себе программа количественного смягчения, продолжаются; ФРС при этом считает, что выгоды от выкупа облигаций перевешивают издержки по части финансовых дисбалансов и потенциальной дестабилизации долгосрочных инфляционных ожиданий.

В настоящий момент инфляция остается относительно низкой, но стоимость единицы рабочей силы начинает расти. Мы считаем, что программа количественного смягчения ФРС продолжится до конца текущего года. Последние опубликованные данные об экономике США оказались разочаровывающими, они явно говорят о снижении экономической активности. В частности последний отчет о занятости оказался хуже, чем ожидалось, и улучшение ситуации на рынке труда остается центральной частью стратегии ФРС.

Ужесточение бюджетной политики в США, несомненно, играет не последнюю роль в текущей неустойчивости экономической активности, но на данном этапе этого недостаточно, чтобы предположить, что США вот-вот впадет в рецессию. МВФ, тем не менее, советует США придерживаться «более сбалансированной» бюджетной политики и «лечить» финансовую систему. МВФ полагает, что на данном этапе «восстановления» в США как никогда важно принять убедительный среднесрочный план действий для снижения долга. Именно вчера Президент Обама представил свой проект бюджета на 2014 г. Предполагается, что дефицит бюджета в следующие десять лет будет снижен еще на 4.3 трнл долл. Планируется, что к 2016 дефицит бюджета упадет ниже 3% ВВП г. с пиковых 10% в 2009 году. В текущем году, согласно последней статистике, дефицит равен 5.7% ВВП, что уже представляет собой значительное сокращение. Несмотря на общепринятое мнение, что США безрассудно тратит бюджетные деньги, факт заключается в том, что федеральные расходы в реальном выражении два года подряд снижались, а это не соответствует кейнсианской концепции управления спросом.

Федеральные расходы в процентах к ВВП достигли максимального уровня 25.2% в 2009 г., а в этом году, как ожидается, они составят 22.7%. Доходы федерального бюджета, которые были на минимальном уровне 15.1% ВВП в 2009 г., в этом году выросли до 22.7%. Тем не менее с момента окончания последней американской рецессии в 2009 г., реальный рост ВВП в США в среднем составляет 2.0–2.5%. Стоит признать, что с исторической точки зрения это слабый показатель, однако такого роста хватает для сокращения бюджетного дефицита. Если смотреть более широко, история бюджетной политики США характеризуется масштабными колебаниями в плане баланса федерального бюджета – от дефицитов при президенте Картере до профицитов при президенте Клинтоне (которые потом были использованы Бушем для снижения налогов и обеспечения военного вторжения в Ирак и в Афганистан). Теперь маятник качнулся в другую сторону, и дисбалансы американской экономики, похоже, выравниваются. Конечно, для любой экономики то, что снижение дефицита в одном секторе приводит к соответствующему профициту в другом секторе, это часть финансовой арифметики (сумма балансов частного сектора, государственного сектора и внешнего сектора, по определению, равна нулю).

Противоположностью дефицита государственного сектора является профицит частного сектора, и в настоящий момент этот профицит составляет 5.5% ВВП. Финансовый профицит частного сектора отражает низкие темпы потребительских расходов; в итоге он сократится, поскольку долг продолжает выплачиваться, а реальные доходы постепенно восстанавливаются. С точки зрения федерального долга как доли ВВП тенденции менее благоприятные: отношение долга к ВВП в 2007 г., до начала финансового кризиса, составляло 36.3%, однако в этом году оно увеличилось более чем в два раза – до 76.6%, и, в соответствии президентским бюджетным планом, в 2015 г. возможно его увеличение до 78.2%; лишь к 2018 г. это отношение может опуститься чуть ниже 76%. Конечно существуют более глубокие фискальные проблемы, связанные с ростом «санкционированных» расходов, к решению которых необходимо подойти самым тщательным образом, а также есть вопросы, относящиеся к забалансовым обязательствам, которые указывают на долгосрочные проблемы фискальной устойчивости. На эти проблемы указывает в своем исследовании профессор Бостонского университета Лоуренс Котликофф, который заявляет, что официальные данные по долгу существенно занижают реальную долговую позицию США. С похожими долговыми проблемами сталкиваются многие крупные экономики, при этом ситуация усугубляется старением населения и неспособностью систем страхования и здравоохранения финансировать растущие трансфертные платежи.

Однако в отличие от США еврозона не смогла обеспечить аналогичный экономический рост, и поэтому у нее дефицит бюджета и долговая нагрузка растут. Кроме того, монетарный союз без фискального и банковского союзов остается недееспособным. Кипрский кризис создал дополнительную неопределенность относительно сохранности незастрахованных банковских вкладов в остальных странах еврозоны, угрожая таким образом подорвать стабильность всей банковской системы региона. Рекапитализация и реструктуризация – по-прежнему наиболее острые проблемы. В сентябре в Германии пройдут выборы; мы полагаем, что раньше этого времени особого прогресса в решении указанных ключевых проблем ожидать не стоит.



По материалам: РБК daily





Просмотров: 890
Другие новости