Компании

все компании

Борис Беликов: Любовь к яйцам

13 грудня 2011 року, 19:09
Борис Беликов: Любовь к яйцам Ответ на вопрос, что было первым — яйцо или курица, Борис Беликов знает наверняка. Выпускник Киевского института инженеров гражданской авиации за более чем 20 лет работы в агробизнесе перепробовал многое, но остановился на производстве яиц (ТМ «Ясенсвит») и яичных продуктов. Недаром блюда из яиц — обязательный элемент его рациона питания. Его компания Ovostar Union на сегодняшний день владеет 2,7 млн. голов кур-несушек и экспортирует свою продукцию в Африку и Азию. Выход на Варшавскую фондовую биржу в июне 2011 года позволил компании привлечь $33,4 млн., большая половина из которых еще не инвестирована. «Инвестгазете» Борис Беликов рассказал о перспективах отечественного яичного рынка, внутренней конкуренции и новых направлениях бизнеса.


Вы довольны результатом размещения и уже думали об SPO или выпуске еврооблигаций?

При размещении мы получили самый лучший среди украинских аргокомпаний показатель привлеченного капитала к EBITDA. По отношению к EBITDA 2010 года этот коэффициент составил 12. Мы полностью удовлетворены проведенным IPO, так как акции были проданы в полном объеме и по максимально заявленной цене. Осуществлять выпуск еврооблигаций не планируем. Что касается SPO, то учитывая ситуацию на фондовых рынках, в ближайшие полгода-год его осуществить будет практически нереально. Оценки многих инвестиционных фондов говорят о том, что 2012 год в этом отношении будет неблагоприятным. Если же через какое-то время ситуация на рынке будет улучшаться, мы не исключаем возможность проведения SPO. Если нет, будем развиваться за счет кредитных ресурсов, ведь на данный момент наш кредитный портфель составляет всего $2,3 млн. при капитализации компании в $130 млн.

Какую рыночную долю сегодня занимает Ovostar Union в Украине? Как планируете бороться с агрессивной экспансией «Авангарда»?

Наша доля на украинском рынке производства яйца по итогам 2010 года составила 5,4%. В течение двух лет мы планируем довести ее до 10%. Конечно, самым крупным производителем яиц в Украине является сейчас  агрохолдинг «Авангард». Но мы не считаем его своим прямым конкурентом. Учитывая стратегию развития, таковыми для нас являются скорее «Полтавская птицефабрика», «Киевская птицефабрика» и птицефабрика «Березань».

Если говорить о конкуренции с «Авангардом», то у нас есть одно существенное отличие: «Авангард» хочет накормить весь мир, а мы концентрируемся на рынке Украины и строим стабильные долгосрочные отношения как с конечными потребителями, так и с крупными отечественными и международными компаниями в секторе В2В. Сейчас многие компании в связи с кризисом отяготили себя кредитными ресурсами, кто-то и вовсе покидает этот рынок. К примеру, недавно появилась информация о банкротстве двух птицефабрик в Одесской области. Яичный бизнес не терпит дилетантов. На нашем рынке пытались работать многие, однако предприниматели не понимали картины рынка в целом и не чувствовали особенностей яичного бизнеса с его сезонным колебанием спроса и цен, зависимостью от урожаев, законодательной базы и т.д.

Планируете ли вы в ближайшее время инвестировать в покупку или строительство новых предприятий?

Сегодня наши реконструированные птичники являются самыми большими в Европе и вмещают 309 тыс. голов несушек каждый. В дальнейшем мы планируем довести поголовье до 4 млн. голов. Мы больше исповедуем американские стандарты, то есть развиваем производство на компактной территории, чтобы можно было получить наилучшую экономику.

Какова доля экспорта?

Наша компания сейчас присутствует за океаном, экспортирует продукцию в Азербайджан, Армению, Грузию, Молдову, Африку, Иран, Ирак и др. На внешних рынках наша продукция достойно конкурирует с продукцией из Бразилии, Аргентины и Индии. Что касается Африки, то пока там очень низкий уровень потребления яиц. Если среднестатистический украинец потребляет порядка 300-310 яиц в год, то в Африке этот показатель в 10 раз меньше. То есть потенциал этого рынка просто огромный. За 10 месяцев этого года валютная выручка компании составила на 50% больше, чем за весь 2010 год. За 9 месяцев 2011 года 22% произведенных яиц и 5% яичных продуктов было экспортировано. С учетом того, что компания ставит перед собой амбициозные планы по росту в два-три раза, наша доля на внешних рынках в процентном соотношении будет оставаться примерно такой же, однако в натуральных показателях — будет расти.   

За счет чего намерены увеличить продажи и производство?

Производство своей продукции мы практически удвоим благодаря реализации инвестиционной программы. Что же касается увеличения объемов реализации, то здесь все также предельно ясно. Рынок Украины на сегодняшний момент делится на две части: производство яиц в частном секторе, которое составляет около 40%, и промышленное производство, составляющее 60%. В 2010 году Украина произвела 17 млрд. яиц. Прогноз на текущий год составляет около 17,8 млрд., да и в дальнейшем динамика роста составит около 3-4% в год. Если на сегодняшний момент средняя цена десятка яиц составляет $1, то объем украинского рынка — $1,7 млрд. Частный сектор производства год от года сокращается, происходит его постепенное замещение промышленным производством. Если же взять рынок яичных продуктов, то, по нашим подсчетам, он будет расти в разы, особенно если говорить о жидких яичных продуктах.

Думали ли вы над тем, чтобы заняться производством другой продукции?

Можно заниматься чем угодно, однако я приверженец простого подхода — лучше делать меньшее наименование продуктов, но они должны быть максимально качественными. В принципе, на сегодняшний день наш портфель диверсифицируется. Мы производим яйцо с различными потребительскими свойствами, самый широкий в Украине ассортимент яичных продуктов, недавно начали производство подсолнечного масла холодного отжима. И хотя фактической задачей было производство полножирового подсолнечного жмыха для усиления интеграции в кормах, его побочным продуктом стало подсолнечное масло отличного качества.

На постройку цеха по производству подсолнечного масла мы потратили 3,5 млн. грн. Это была первая стадия инвестирования, по итогам которой нам удалось достичь объема переработки в 80 тонн семечек в сутки. Сейчас мы смотрим, как этот продукт будет востребован рынком, и намерены к следующему сезону удвоить объемы производства, а инвестиции достигнут 10-15 млн. грн.

Это будет какая-то определенная торговая марка?

В данный момент мы разлили в потребительскую тару первую партию масла холодного отжима для реализации в торговых сетях и через собственную фирменную розницу. Сейчас ведутся переговоры с ритейлерами «Фоззи» и «Эко» по продаже подсолнечного масла под торговой маркой «Ясенсвит», и думаю, еще до Нового года эта продукция появится в супермаркетах. Мы не ставим перед собой цель сравниться по объему с крупными игроками масличного рынка, мы хотим производить очень качественный нишевый продукт.




Просмотров: 3181
Другие новости