Компании

все компании

"Шпигель" (ФРГ) опубликовал материал под названием "Система Путина"

14 серпня 2019 року, 16:45

Ровно 20 лет назад... 9 августа 1999 года Борис Ельцин объявил в обращении к согражданам, что назначил Владимира Путина новым премьер-министром. Тогдашний глава секретной службы пользовался его полным доверием. Он видел в Путине своего преемника на посту президента и хотел сказать об этом уже тогда.

Для россиян это стало шоком. Они знали имя Путина, ведь он был директором ФСБ, влиятельным человеком. Но о нем самом они не знали ничего. Вся его карьера складывалась, как говорится, непублично: сначала в органах безопасности, потом на государственных постах в Санкт-Петербурге и в Москве, и затем вновь в спецслужбе. Он был кем угодно, только не политиком. Им он стал ровно 20 лет назад, когда Борис Ельцин сделал его премьером.

Сейчас, оглядываясь назад, может показаться, что путь Путина к вершине власти был предначертан. Влиятельное окружение вокруг больного Ельцина спешно искало преемника, который не тронул бы ни их самих, ни их собственности. Путин идеально подходил для этого, он был известен своей лояльностью. Все остальное можно было поручить телевизионщикам и экспертам в политике. Они в мгновение ока сделали блеклому аппаратчику подходящий имидж "сильного человека" и подходящую парламентскую партию под названием "Единство".

Взлету Путина помогло и то обстоятельство, что этот новый политик предстал на мрачном фоне. За два дня до назначения Путина Ельциным чеченские боевики напали на... Дагестан, началась Вторая чеченская война... Кроме того, террористы устроили в стране целую серию взрывов.

Когда 31 декабря 1999 года Борис Ельцин внезапно сложил с себя полномочия и досрочно назвал Владимира Путина своим преемником, тот был уже популярен. Его рейтинг взлетел с 31% в августе 1999 года до 84% в январе 2000 года. И поэтому во время своих первых президентских выборов - в марте 2000 года - он был уже вне конкуренции.

Но тогда политические успехи Путина были пока не очень заметны. В 1999 году у него оставались конкуренты - и в политике, и в информационном пространстве. Политическое поле еще не пол­ностью контролировалось Кремлём. У команды Ельцина оставались опасные противники вроде бывшего главы правительства Евгения Примакова и Коммунистической партии.

После двух десятилетий, во время которых власть была у Путина, ничего похожего уже не наблюдается. Поле публичной политики зачищено, упорядочено и взято под полный контроль, новых игроков к нему даже не подпускают. Кремль шаг за шагом заменил подлинную политическую конку­ренцию её имитацией. Об этом позаботился сам Путин. И насколько трудно было гражданам России в 1999 году вообразить себе этого человека в политике, настолько же сложно им сейчас пред­ставить себе политику России без Путина. Этого и добивались. Об альтернативе Путину даже и подумать нельзя.

Но и Путин не молодеет. В следующем году ему исполнится столько же, сколько было Ельцину, когда тот сложил с себя полномочия, а именно 68 лет. И, хотя Путин ведет значительно более здоровый образ жизни, самое позднее в 2024 году он должен оставить свой пост, если, конечно, будет следовать конституции. Кого он сделает своим преемником? Бюрократа, который придет не из политической сферы, и верного управленца, подобно тому, как в свое время его самого выдвинул Ельцин?

Или же - и это было бы кошмаром для Кремля - его преемником станет политик, пробившийся наверх обычным путем, завоевавший доверие избирателей, а не доверие кремлевского властителя?

Как раз в этом месяце Москва доказала, что живую, публичную политику даже спустя два десятилетия власти Путина нельзя заменить ее мертвой симуляцией.

...Кремль позаботился о том, чтобы даже к выборам в московский городской парламент, который мало что решает, были допущены только лояльные Кремлю кандидаты. Но оказалось, что новоепоколение оппозиционных политиков вполне может преодолеть искусственно возведенные барьеры, и что произвол с отказом от допуска к выборам породил возмущение и протесты, которые приходится подавлять с помощью полицейских дубинок.

Владимир Путин должен чувствовать себя как садовник, который 20 с лишним лет превращал свой палисадник в полностью упорядоченную симпатичную каменную пустошь, а теперь с неудовольствием обнаружил, что политика, неуправляемое растение, снова пробивается сквозь щели и грозит разрушить все созданное им. И прополке не видно конца".


По материалам: "Шпигель" (ФРГ)





Просмотров: 1814
Другие новости