Компании

все компании

Остановка прокачек по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападтранс» не вызовет дестабилизации рынка

22 лютого 2021 року, 12:50
Остановка прокачек по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападтранс» не вызовет дестабилизации рынка

Решение Совета национальной безопасности и обороны Украины о национализации нефтепродуктопровода «ПрикарпатЗападтранс» приведет к остановке поставок по магистрали, но не вызовет дефицита и существенного роста цен на дизельное топливо.

В Консалтинговой группе «А-95» считают, что в условиях фактической экспроприации трубопровода продолжение поставок будет невозможно.

В то же время эксперты не видят предпосылок для возникновения ресурсной напряженности на рынке. В последние три года загрузка нефтепродуктопровода снижалась, основной причиной было введение летом 2019 года специальной пошлины в размере 3,75% (сейчас 4%) на трубопроводные поставки российского дизтоплива. В итоге если в 2018 году импорт через «ПрикарпатЗападтранс» составил 1,98 млн т (30,5%), то в 2019 году – 1,23 млн т (17,76%), а в 2020-ом – 635 тыс. т (8,57%).

«Украинский рынок максимально диверсифицирован, и заместить выпавшие 50 тыс. т трубопроводных поставок в месяц будет несложно. Это произойдет как за счет переориентации трубопроводных объемов на отгрузку по железной дороге, так и за счет резервов внутренней нефтепереработки и импорта по морю», – заявил директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

По прогнозам экспертов, минимум 20-30 тыс. т дополнительно поступит в Украину с белорусского терминала в Гомеле, где осуществляется перевалка российского дизтоплива с нефтепродуктопровода «Самара – Западное направление» на ж/д-транспорт. Также с марта ожидается увеличение импорта российского дизтоплива по железной дороге через восточную границу. Большой запас мощности по приемке с моря остается у украинских портов – они задействованы менее чем на 30%. Также можно рассчитывать на небольшое увеличение поставок с Беларуси.

«Самый большой потенциал имеют украинские НПЗ, которые загружены сырьем менее чем на 30%. Основная причина – диспропорция в акцизах на моторные топлива. Она стимулирует потребление дизтоплива и сжиженного газа, которые Украина вынуждена импортировать на 70-80%. Решение этой проблемы могло бы дать стимул увеличению нефтепереработки и как следствие – снижению импортозависимости по всем топливным позициям», – заявил Сергей Куюн.

Касательно цен эксперты не исключают незначительного, в пределах 1-1,5%, повышения оптовых цен на ДТ в центральных и западных регионах, где преимущественно распределялось «трубопроводное» дизтопливо.


По материалам: https://consulting.a95.ua





Просмотров: 1513
Другие новости